Назад
6 октября 2025 г.

Егор Сорокин, «Онлайн-школа №1»: «Мы формируем у детей ценность честного результата»

Егор Сорокин, «Онлайн-школа №1»: «Мы формируем у детей ценность честного результата»

Содержание

Самый большой рост на *EdTech-рынке показывают детские онлайн-школы. Во втором квартале 2025 года, по данным Smart Ranking, он составил ставил 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года против общих 10%. При этом результаты обучения могут быть даже эффективнее очного формата: средний балл ЕГЭ у выпускников онлайн-школ, участвовавших в исследовании, на 15 пунктов выше среднего показателя по России. Как меняется онлайн-школа, что позволяет адаптировать программу под нужды рынка труда и потребности каждого ребенка, каким образом достичь человеческого контакта куратора и педагога с учеником и его семьей при автоматизации процессов, рассказывает директор «Онлайн-школы № 1» Егор Сорокин

— За второй квартал 2025 года выручка школы увеличилась на 44% — почти втрое выше роста сегмента детского онлайн-образования. За счет чего это произошло на фоне общего замедления роста рынка EdTech?

— Рынок в целом продолжает расти, и это отражается на наших результатах. Мы растем за счет новых семей и за счет сохранения учеников. Для онлайн-школы вторая группа особенно ценна, потому что речь идет не просто о моментальном спросе, а о долгосрочных отношениях, которые формируют устойчивое развитие бизнеса. В этом году продолжающих обучение у нас на 20% больше, чем годом ранее. Это говорит о доверии к «Онлайн-школе № 1», об устойчивости бренда, понятном позиционировании и качестве, которое ценят родители и дети.

— Рост компании всегда несет вызовы. Какие встают перед онлайн-школой?

— Школа год за годом расширяется, и для нас принципиально важно сохранять высокий уровень качества в академической части, в образовательном продукте и во всех процессах. Мы строим работу вокруг взаимодействия «ученик — учитель» и «ученик — куратор — родитель», потому что именно через живой контакт выстраиваются доверие, поддержка и результат. Масштабируясь, мы должны не только удерживать эти стандарты, но и усиливать их.

В новом учебном году мы вышли в сферу среднего профессионального образования, запустив первые программы колледжа. Мы знаем, как выстраивать образовательный процесс качественно и системно в школе. Теперь стоит задача сделать то же самое на уровне колледжа, создав эффективные и прикладные образовательные треки.

— За счет какой аудитории планируете развиваться в первую очередь?

— Мы не делаем ставку на какую-то определенную аудиторию, нам важен каждый ученик. Мы стараемся сделать обучение еще более комфортным и разносторонним для всех. Поэтому предлагаем не только уроки по программе, но и систему заботы о ребенке: психологов, проектные работы, дополнительные занятия и различные социальные активности, чтобы дети не теряли интереса к учебе. Такое сочетание может позволить онлайн-школе и дальше расти и увеличивать потенциал.

У школы уже есть сильные стороны, которые стратегически важны для развития. Мы будем только усиливать вариативность форматов, гибкость подходов и умение быстро адаптироваться под запросы общества и рынка труда. А систему коммуникации между школой, детьми и родителями хотим сделать максимально прозрачной и доверительной.

Личные ценности и опыт

— Что вы считаете главным в процессе обучения школьника? Как на ваше мнение повлиял личный опыт ученичества?

— Для меня всегда был важен контакт с учителями и преподавателями — и в школе, и в университете. Мне повезло: рядом были прекрасные педагоги, которые помогали разбираться в непонятном, поддерживали интерес и вовремя подсказывали, куда сделать следующий шаг. Многие мои образовательные и карьерные решения напрямую связаны именно с этим личным взаимодействием.

Поэтому главным в обучении я считаю именно контакт и живое общение. Когда тебе интересно с теми, кто рядом, когда тебе доверяют и дают право на ошибку — ты растешь. Эти принципы мы закладываем и в онлайн-школу, и в колледж: строим процесс так, чтобы ученик не чувствовал себя одиноким в своих вопросах и вызовах.

— Более того, «Онлайн-школа № 1» позиционирует персональных кураторов школьников как их друзей. Почему не как тьюторов или наставников?

— Мы сознательно говорим о кураторах как о «друзьях», потому что для ребенка это человек, которому можно довериться и с кем комфортно обсуждать не только учебу, но и повседневные трудности. В отличие от классического тьюторства с акцентом на контроль и отчетность наш подход строится на поддержке, вовлеченности и эмоциональной близости. Куратор помогает планировать, подсказывает решения, мотивирует и становится связующим звеном между учителем, ребенком и родителями. Такой формат снижает тревожность, повышает доверие к процессу и делает онлайн-обучение для школьника более «живым» и человечным.

— Раньше вы работали в сфере онлайн-обучения взрослых. Чем привлекло детское?

— Прежде всего возможностью поработать с самым началом образовательного пути — тем моментом, когда ребенок впервые формирует свое отношение к учебе. Я сталкивался с тем, что многие взрослые приходят с негативным опытом и хотят только быстро получить прикладные навыки. Здесь у меня есть возможность заранее закладывать качество — вовлеченность, гибкость, поддержку — и формировать позитивный, осмысленный первый опыт, который станет фундаментом для будущего развития. Это невероятно вдохновляет.

— Как ваш предыдущий опыт можно использовать на пользу школе?

— Он помогает выстраивать программы для подростков с прицелом на будущее. Мы видим, что в стране растет запрос на раннюю профориентацию, и начинаем отвечать на него системно. В онлайн-колледже ученики начинают получать прикладные навыки и осваивать современные профессии в партнерстве с работодателями. За короткий срок мы собрали пул сильных практиков и работодателей по востребованным направлениям, и это позволяет школьникам сделать первые шаги в профессии еще до поступления в вуз.

Кроме того, мы развиваем профориентационные форматы: помогаем ребятам определиться с выбором после девятого класса, поддерживаем тех, кто планирует поступать в университеты, выстраиваем прямое взаимодействие с вузами. Онлайн-формат дает гибкость: мы можем быстро привлекать экспертов, организовывать мастер-классы, показывать детям реальные карьерные маршруты.

Онлайн перестает быть вынужденной мерой

— Как меняется портрет среднестатистического ученика онлайн-школ?

— В последние два года мы видим заметные изменения. Если раньше к нам приходили дети, для которых очное обучение было проблемой, например, из-за частых переездов семьи или спортивной карьеры ребенка, то сегодня онлайн-формат становится осознанным выбором в пользу качества образования. Это уже не вынужденная мера, а достойная альтернатива. Все больше семей приводят к нам первоклассников, потому что родители хотят с самого начала обеспечить ребенку более комфортную и персонализированную среду. Кроме того, заметно возрос запрос на индивидуальный образовательный трек, например на возможность совмещать обычную программу с углубленным изучением ряда предметов.

— Как вы решаете задачу вовлеченности детей, которые наедине с гаджетом могут заняться чем угодно? И чем младше ученик, тем сложнее задача.

— Мы работаем комплексно. Для младших школьников важны игровые механики (квизы, челленджи, уровни и рейтинги), частые смены активности, визуальные материалы и возможность сразу применять знания на практике. Подросткам больше подходят задачи, где они могут проявить самостоятельность и ответственность, например проекты, групповые задания, дискуссии. Все в совокупности позволяет удерживать внимание в процессе урока и лучше усваивать материал. Камера не всегда обязательна, но мы используем интерактивные опросы, онлайн-доски, мини-тесты в процессе урока и систему кураторского сопровождения, чтобы ученик был включен в образовательный процесс на каждом этапе.

— Какие технологии дают уверенность, что по ту сторону экрана реальный ученик, а не его цифровая копия? Как понимаете, что контрольную он решает самостоятельно?

— Мы используем целый комплекс технологий: авторизацию через личный кабинет при входе в систему, интеллектуальные алгоритмы, которые отслеживают стиль письма и решения задач, разрабатываем задания, ответы на которые невозможно найти в готовых решениях, а при проведении контрольных фиксируем активность ребенка через видеокамеру. При этом мы делаем акцент не на техническом контроле, а на мотивации и искреннем желании ребенка получать знания. Для нас важно научить ребенка учиться, пробудить интерес к предметам. Мы стараемся формировать у детей понимание ценности честного результата, отмечаем успехи каждого ребенка, поощряем прогресс и поддерживаем личный контакт с учителем и куратором, чтобы развивать тягу к знаниям, а не желание подменить себя «цифровой копией».

— Ваша школа поддерживает переход от педагогики трансляции к педагогике участия. Что это значит и как проявляется в вашей школе?

— Если говорить простыми словами, педагогика трансляции строится по принципу: учитель говорит — ученик слушает и повторяет. Это привычная модель, где ученик остается в пассивной позиции. Мы выстраиваем процесс в логике педагогики участия, где ученик становится полноценным субъектом обучения. Он не просто «получает знания», а ставит вместе с нами цели, осмысляет процесс и понимает, зачем учится и как это связано с его жизнью. На практике это выражается в том, что уроки наполнены диалогом, заданиями с выбором, обсуждениями и рефлексией. У учеников появляется ощущение контроля и личного смысла в учебе.

Тренды и технологии в образовании

— Какие технологии считаете ключевыми для онлайн-школы? Меняет ли что-то внедрение ИИ?

— Ключевыми становятся технологии персонализации и аналитики, которые помогают подстраивать задания под уровень знаний ребенка и отслеживать прогресс в реальном времени. Конечно, мы, как и многие другие школы, применяем искусственный интеллект в работе: он берет на себя рутину (проверку домашних работ, подбор упражнений, составление планов), освобождая учителю время для общения с детьми и разработки новых идей для уроков. Но мы остаемся верны себе и в обучении больше ориентируемся на живое общение детей с педагогом, а не на роботизацию важных образовательных процессов.

Все, что внедряется в нашу платформу, должно быть не «модно», а эффективно. Мы тщательно оцениваем технологии, которые действительно повышают результативность и упрощают процесс обучения. Мы разработали собственную **LMS-платформу, которая обеспечивает весь образовательный процесс, и сейчас интегрируем в нее инструменты бизнес-аналитики. Это позволит получить детальную картину образовательного процесса и принимать решения на основе данных.

— Какие тренды в онлайн-образовании актуальны в 2025–2026 учебном году? Как, на ваш взгляд, они могут повлиять на дальнейшее развитие школьного онлайн-образования?

— Важный тренд — рост значимости софт-скиллов и личного развития. Это направление набирает вес и в школьном, и даже в дошкольном образовании. Мы видим запрос на умение работать в команде, на развитие гибкости мышления, на навыки коммуникации и самоорганизации.

Второй тренд — гибридные модели. Там, где невозможно обойтись без живого взаимодействия, например при проектной работе, мы дополняем онлайн-формат офлайн-встречами. Это позволяет сочетать преимущества дистанционного обучения с практикой и командным опытом. Мы внедряем такие форматы как в колледже, так и в школе — и в крупных городах, и в регионах.

И еще один тренд — подготовка к профессиям будущего. В колледже мы учим ребят использовать современные цифровые инструменты в дизайне, IT, рекламе, маркетинге, предпринимательстве. Это требование рынка труда.

Все эти тенденции в совокупности задают направление для будущего: школьное онлайн-образование становится более технологичным, гибким и прикладным, сохраняя при этом главный принцип — обучение вокруг ребенка и для ребенка.

*EdTech, от Education Technology — технологии образования (с англ.). **LMS, от learning management system — система управления обучением (с англ.).

Источник: www.forbes.ru

Фото: Егор Сорокин, директор «Онлайн-школы №1»