— Драйвером для развития дистанционного образования послужил ковид. Как вы сегодня оцениваете рынок онлайн-обучения?
— На большом отрезке времени онлайн-образование имеет выраженную тенденцию на глобальный рост как в России, так и по всему миру. Эта отрасль развивается из года в год.
В России значительно вырос интерес к профессиональному и дополнительному образованию. В школьном сегменте рост менее выраженный. В первую очередь из-за того, что данный продукт очень специфичен, не всем подходит.
Драйвером продвижения отрасли действительно был ковид, когда офлайн-школы столкнулись с проблемой отсутствия инструментария для проведения дистанционного обучения.
— Повысился ли спрос за последние год-два?
— Емкость рынка в данном сегменте растет благодаря органическому приросту и общим тенденциям — сами родители все чаще получают образование дистанционно. Для них этот паттерн становится привычным. Онлайн-обучение теперь абсолютно нормальное явление — и профессиональное, и школьное. Цепочка — школа, университет, допобразование в этом формате — выглядит как обычное дело.
— Каковы перспективы рынка?
— В США 5% всех учеников учатся с применением дистанционных технологий. Если мы транспонируем эту цифру на российский рынок, получится 800 тыс. учеников. Сейчас онлайн-аудитория в России составляет примерно 140 тыс. учеников. Если ориентироваться на международный опыт, как минимум в шесть раз рынок должен прирасти. Но это вопрос времени. Посмотрим, сколько потребуется — пять лет или десять.
— Ваша школа названа лучшей школой дистанционного обучения в 2019 году. В чем ваши сильные стороны?
— На рынке присутствует очень много компаний, предоставляющих видеообучение: различные уроки, лекции, тесты, где ученик предоставлен сам себе. Задачей нашей онлайн-школы было полностью пересмотреть подход к обучению, чтобы извлечь все самое ценное и эффективное из традиционного общения учителя с учеником, сочетая с лучшими практиками и современными дистанционными технологиями.
Мы сформировали продукт, который максимально приближен к обычной школе: строго ограниченные классы, присутствуют дневник, расписание занятий, ежедневные онлайн-встречи с учителями. Мы предлагаем полноценный школьный процесс. Главное, что занятия нашей школы не являются дополнительными к офлайн-формату, они самодостаточны. С нашей помощью дети получают полноценное российское образование, а аттестация проходит в аккредитованных школах.
Отмечу, что наша школа создавалась не как альтернатива обычной. Мы хотели стать лучше традиционной школы. Мы максимально ответственно подошли к подбору персонала, к разработке программного обеспечения, предложили новые подходы. Например, у нас есть персональный куратор для ученика и родителя. Классный руководитель при всем желании не может успевать наладить связь с каждым ребенком, следить за его успеваемостью и отношением к занятиям. А куратор может. Он полностью погружен во все, что происходит с конкретным учеником. Понимает, как взаимодействовать с его родителями, видит, где ученик отстает, когда он не был на занятии.
— Вы предлагаете обучение с первого по 11-й классы. Насколько эффективны онлайн-уроки в начальной школе, когда нужно ставить почерк и когда дети еще не готовы к усидчивой работе? Как вы решаете эти проблемы?
— В нашей начальной школе в классах не более 12 учеников. На учителя приходится гораздо меньше нагрузки, чем в обычной школе. На самом деле обучение в онлайн-формате возможно с первого класса, наши преподаватели достаточно для этого компетентны.
Конечно, первоклашки неусидчивы. Но это не проблема. На каждом уроке происходит частая смена деятельности, присутствуют разнообразные задания, есть физминутки, которые помогают активизировать внимание детей.
— У вас несколько форматов обучения. Самостоятельное — по видеоурокам, с «живыми» уроками с учителем и учениками под присмотром куратора, а также индивидуальные занятия. Можете пояснить, что может стать полноценной заменой обычной школе?
— Основной тариф — «Школа». Он предполагает зачисление в аккредитованную партнерскую школу и полноценное обучение. По пожеланиям родителей мы дополнительно внедрили тариф «Знание 2.0». Он предполагает видеоуроки, доступ к библиотеке с тестами, но фактически не является альтернативной полноценной школе. Родители сами обучают своих детей, используя наши программы. Персональные занятия у нас тоже есть. Полноценное обучение может быть и индивидуальным. Но данный формат не является массовым.
— Есть ли вариант для тех, кто хочет заниматься углубленно?
— В базовый тариф всегда входит подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, но на класс приходится как минимум по десять дополнительных опций, которые ребенок может выбрать как бесплатно, так и за дополнительную плату. Если ученику, например, нравится физика, то, безусловно, он может заниматься ею вне плана, может проходить школьную программу раньше, чем его класс. Есть и дополнительные занятия — факультативы. Если существует запрос, например, на поступление в определенный вуз, мы можем скорректировать индивидуальный учебный план таким образом, чтобы на определенные предметы был сделан максимальный упор.
— Можно ли при онлайн-обучении добиться большего внимания от учителя каждому ученику?
— Повторюсь, в наших классах строго ограниченное количество учеников. Это не вебинары, не огромный поток, где один преподаватель вещает на тысячу человек. В начальной школе до 12 человек в классе, в средней и старшей школе — до 25 учеников одновременно присутствуют на занятии. Это правило сохраняется всегда. К каждому ученику прикреплен индивидуальный куратор.
Процесс взаимодействия на уроке предполагает, что ученик может поднять руку и задать вопрос учителю. А в личном кабинете ученика есть отдельный чат, который называется «Дежурный учитель». Если что-то непонятно, дежурный учитель всегда подскажет.
Немаловажно, что все домашние задания проверяются лично учителем, это нероботизированные и неавтоматизированные тесты. У ученика всегда есть возможность получения обратной связи.
— Где вы ищете преподавателей? Какова их нагрузка?
— Мы коммерческая организация, и у нас есть возможность платить учителям выше рынка. Поэтому можем подбирать лучшие педагогические кадры в штат. И мы облегчаем работу преподавателей, в нашем штате работают также и методисты. В традиционной школе учителя постоянно заняты бумагами, табелями, документами и согласованиями, у нас же они занимаются только преподаванием. А значит, имеют больше свободного времени и лучшую концентрацию на учениках, чем в офлайн-школе.
— Что делать тем, кто хочет записать детей в вашу школу из-за границы? Возможно ли подписание договора и получение аттестата дистанционно? Можете ли вы обеспечить организацию сдачи ЕГЭ?
— Сегодня на рынке можно встретить предложения об обучении из-за границы без приезда в Россию. Чтобы записаться на обучение к нам, необходимо по почте предоставить необходимый комплект документов, что ребенок переходит на семейную форму обучения. Учиться действительно можно, но получить аттестат — нет! Для сдачи ЕГЭ у нас придется приехать в Россию. Его можно сдать в одной из школ наших партнеров в нескольких городах страны. Мы полностью берем на себя организацию комфортного проведения экзамена: прикрепляем ученика к школе-партнеру в Москве, Петербурге, Екатеринбурге или другом российском городе.
Да, сдать ЕГЭ возможно и за границей, в школах при посольствах. Но заниматься этим вопросом родителям необходимо будет самостоятельно. В наши компетенции это не входит.
— Сможет ли когда-нибудь онлайн-формат заменить офлайн?
— Изначально онлайн-образование задумывалось для детей, которые не могут посещать обычную школу из-за болезней, переездов родителей, занятий профессиональным спортом, буллинга. Сегодня же многие родители, не имеющие подобных сложностей, рассматривают дистанционное обучение как полноценную альтернативу для своих детей.
— Какие тренды в EdTech будут преобладать в 2024 году?
— Назову несколько ключевых. Во-первых, интеграция искусственного интеллекта в учебный процесс, что позволит анализировать данные и поведение учащихся, адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям. ИИ поможет автоматизировать и административные задачи.
Во-вторых, геймификация и интерактивное обучение. С помощью игровых элементов можно повысить вовлеченность и мотивацию учащихся, они способствуют критическому мышлению.
В-третьих, индивидуальный подход с помощью адаптивных технологий.
Кроме того, мобильное обучение. Это доступ к образовательному контенту в любое время и в любом месте. А также микрообучение — короткие потоки информации для быстрого и легкого усвоения.
Наконец, возможности VR и AR, которые, помимо прочего, могут преодолеть разрыв между теорией и практикой, позволят применять свои знания в практическом контексте.
Все это может привести к улучшению результатов и большей вовлеченности в учебный процесс.
Источник: РБК