Именно об этом сегодня нам расскажет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
«Эмоции — это один из видов психических процессов, отражающих отношение к себе и окружающим. Сила таких переживаний зависит от того, насколько значима та или иная ситуация для человека.
Но, помимо переживаний психического толка, существует еще и биологическая составляющая — определенные физиологические изменения, которые протекают в организме параллельно переживаниям», — поясняет психолог.
К сожалению, многие родители часто реагируют на переживания детей так, как с ними самими часто поступали в детстве — отрицают и запрещают проявление эмоций. Это ведет к тому, что ребенок начинает сдерживаться. А затем закономерно следует взрыв. Еще один вариант развития событий — подавленные эмоции трансформируются в различные заболевания.
Эмоциональные вспышки: корни явления
Школьный период длится долго — 11 лет. И, конечно, реакции детей в младшей, средней и старшей школе отличаются.
Младшая школа
Для младших школьников может быть характерна ситуация, когда он просто не готов к школе. Особенно, если это первый опыт самостоятельной деятельности.
«Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной деятельности жизни ребенка — все это стрессовые факторы, связанные с началом обучения», — говорит Кира Владимировна.
Не все дети способны быстро справиться с такими переменами. Отсюда и истерики, которые могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.
Еще одна причина — у школьника может сохраниться из детства привычка к «ложным» истерикам, которые говорят о манипуляции. Это может происходить из-за ошибок в воспитании, неопытности родителей и так далее.
Подростковый период
Что касается подросткового возраста, здесь важны особенности периода. В это время ребенок интенсивно развивается, а еще у него происходят изменения в эмоциональной сфере.
В 11-14 лет, как и в 16 лет, особенно характерны резкие перепады настроения и возбудимость. Только что все было хорошо — и вот уже стало плохо.
Причиной вспышек также может быть элементарное перенапряжение и переутомление.
«Современных детей очень перегружают знаниями. Уже в начальной школе ребенок начинает изучать иностранные языки, информатику, посещает множество дополнительных занятий. Конечно, он начинает уставать и нервничать», — объясняет специалист.
К эмоциональным вспышкам могут приводить и конфликты. Например, со сверстниками или учителями. Хоть они и неизбежны, некоторые дети могут реагировать слишком остро. Истерики часто становятся следствием притеснений в школе и недопониманий со стороны родителей. Если ребенок всегда приходит из школы в плохом настроении, родителям стоит насторожиться и начать помогать ему.
Следующая частая причина — подростковая любовь. Это глубокое чувство подросток испытывает впервые, поэтому весь его мир вращается вокруг объекта привязанности. Успеваемость снижается, отношения с родителями ухудшаются, да и друзья не понимают всю глубину переживаний. В такой ситуации особенно важна поддержка.
Психологические проблемы, незаметные на первый взгляд, тоже могут провоцировать истерики. Например, замкнутый ребенок страдает от одиночества, не имея возможности поделиться своими переживаниями.
А еще эмоциональный вспышки могут быть проявлением подросткового бунта. В этом случае реакции ребенка — это ответ на запреты или ограничение свободы. К примеру, ребенку не разрешают идти гулять до тех пор, пока он не сделает уроки. Чтобы добиться своего, школьник же начинает бунтовать и истерить.
Как справиться с истериками?
Для начала родители должны понять и принять простой факт: решить проблему сразу не получится, на это нужно время.
Истерики могут быть разовыми и регулярными, и появляться они могут как реакция на самые разные факторы. Например, в ситуации с разводом родителей эмоциональные переживания могут быть достаточно продолжительными. А вот нежелание делать домашнее задание, конечно же, не должно постоянно сопровождаться вспышками. Если во втором случае истерики становятся регулярными — это повод обратиться к специалисту.
В обычных же случаях психолог рекомендует придерживаться нескольких правил:
- Если у ребенка повышенная эмоциональность, очень важно с ним разговаривать. Но при этом сначала нужно дать ребенку успокоиться, а уже потом начинать беседу. Объясняйте школьнику, что с ним происходит и учите решать проблемы с помощью нормальной коммуникации, а не криков.
- Не запрещайте ребенку проявлять эмоции. Из детей, вынужденных подавлять свои чувства, обычно вырастают очень скрытные люди. И они очень страдают от того, что не могут дать выход переживаниям. И еще раз повторим: подавленные эмоции часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
- Не злоупотребляйте обращением к полу ребенка. «Ты мальчик, а значит не должен плакать» — таких выражений лучше избегать. То же самое касается указаний на возраст.
- Учите ребенка выражать свои эмоции. Проговаривайте переживания, которые он испытывает
- Найдите способы, которые позволят ребенку выплеснуть негативные эмоции. Это может быть спорт, рисование или прогулки на природе.
«Родителям стоит следить за собой. То, как взрослые ведут себя в присутствии ребенка, очень сильно влияет на школьника. Если родители кричат, от них все время слышатся оскорбления, то и ребенок будет отвечать тем же.
Необходимо разговаривать с ребенком, проводить с ним время и общаться на самые разные темы. Смотрите на каждую эмоциональную вспышку не как на очередную проблему, рассматривайте ее как очередную возможность для развития», — рекомендует Кира Гольдштейн.