Разберемся, что вообще считать талантами и почему их стоит определить.
Что такое таланты (способности)?
Способности — это индивидуальные особенности, которые помогают человеку легче усваивать информацию и выполнять задачи в определенной сфере. Частично они могут быть врожденными, частично — приобретенными на практике.
Важно! Талант — не гарантия успеха. Это скорее хороший старт. Дальше решают интерес, регулярность и поддержка.
Зачем вообще определять способности ребенка
Чем раньше родители замечают сильные стороны, тем проще поддержать интерес к занятиям, подобрать кружки и создать условия для развития таланта.
Да и самому ребенку легче развиваться с родительской поддержкой: не нужно учиться «из-под палки», а значит можно полностью включиться в любимое увлечение.
Как определить таланты ребенка?
1. Наблюдение за интересами и поведением. Смотрите не в сторону модных секций и кружков, а на то, куда тянет самого ребенка. Чем любит заниматься в свободное время? От чего не хочет отвлекаться?
2. Развивающие игры и упражнения. Здесь логика простая: разные задания подсвечивают разные сильные стороны. Головоломки — логику. Театр, истории, рисование — про творчество. Конструкторы — про техническое мышление.
3. Обратная связь от педагогов. Учителя, тренеры, воспитатели видят ребенка в процессе: как он справляется, выделяется или отстает на фоне сверстников, есть ли вообще интерес.
4. Тесты и диагностика. Есть специальные психологические и педагогические методики, которые оценивают внимание, память, мышление, особенности темперамента, интересы. Проводят их специалисты — психологи и педагоги. В сети тоже можно найти такие тесты, но без навыка правильно оценить результаты сложно.
5. Поощрение инициативы. Дайте ребенку возможность пробовать, выбирать. Можно даже передумывать через месяц. Без внешнего давления таланты раскроются быстрее.
Признаки способностей по направлениям
Каждому таланту свои признаки. По этим маркерам тоже можно ориентироваться, чтобы определить хоть сферу интересов.
Интеллектуальные
• быстро схватывает правила, закономерности;
• задает уточняющие вопросы;
• запоминает детали, факты, последовательности;
• получает удовольствие от задач «на подумать».
Что можно предложить: шахматы, академические кружки, простые эксперименты дома.
Творческие
• придумывает сюжеты, персонажей, игры;
• чувствует ритм, мелодию, любит петь;
• рисует не по заданию, а потому что хочется.
Что предложить: художественную или музыкальную школу, театральный кружок и т. д.
Физические
• отличная координация, ловкость;
• легко осваивает новые движения;
• любит активность, движение;
• выносливость, быстро добивается успехов в спорте.
Что предложить: пробные занятия в разных секциях. Через время ребенок сам решит, что ему нравится больше всего
Технические
• любит собирать, чинить, конструировать;
• постоянно в чем-то копается, чинит и так далее;
• усидчив, может долго возиться с механизмами;
• интересуется «как все устроено».
Что предложить: моделирование, робототехника, инженерные кружки. А еще ребенок может быть сильным сразу в нескольких сферах. Это не редкость. Тут задача взрослых — не убить все желания фразой «выбирай одно». Лучше дать время, чтобы ребенок сам решил, на чем хочет сфокусироваться.
Коротко о главном
Наблюдение, пробные занятия, обратная связь от педагогов — все это помогает заметить таланты ребенка и поддержать его в увлечениях. Тесты тоже помогают, но лучше, чтобы их проводил специалист.
При этом нередко родители замечают сразу несколько талантов — например, поет хорошо, да и рисует неплохо. Здесь важно не ставить перед выбором и не подталкиваться к какому-то определенному занятию. Пусть занимается всем, что интересно, со временем «главное» увлечение вырисуется само собой.
Советуем к прочтению: Как выбрать кружки и секции, которые пойдут на пользу
Фото: freepik.com