Назад
25 марта 2025 г.

Когда опасность повсюду: как помочь ребенку преодолеть детские страхи

Когда опасность повсюду: как помочь ребенку преодолеть детские страхи
Вместе со школой в жизнь ребенка приходят не только радость и интерес, но и новые переживания. Естественно, в этот период могут возникать страхи: «А если меня не будут любить в классе?», «А вдруг я не справлюсь?», а за ними и многие другие. И это абсолютно нормально!

Важно, чтобы вы, как родители, вовремя заметили такие чувства и помогли малышу с ними справиться. Сегодня с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн поговорим о том, какие страхи чаще всего встречаются у детей в раннем школьном возрасте и как поддержать их в непростых ситуациях.

Что такое детские страхи?

«Это специфические, связанные с возрастом переживания, тревоги и беспокойства, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу», — отвечает психолог.

Детские страхи могут проявляться изменениями эмоционального характера и вегетативными изменениями. Например, учащенное сердцебиение, покраснение кожи, бледность. Поведение ребенка при этом характеризуется избеганием опасных ситуаций и объектов, боязнью одиночества и стремлением все время находиться рядом со взрослыми.

В большинстве случаев страхи носят поверхностный характер, но у особенно впечатлительных детей могут преобразовываться в фобии и эмоциональные расстройства, требующие лечения.

Причины детских страхов

Страхи сопровождают людей на протяжении всей жизни. Но особенно актуальна эта проблема в раннем школьном возрасте. Почему же вообще возникают детские страхи? К основным причинам можно отнести:

  • приобретенный опыт. И совсем необязательно, что травмирующая ситуация была какой-то масштабной и грандиозной. Повлиять могут и рядовые происшествия. Например, малыш наглотался воды в бассейне, испугался сам и наблюдал испуг родителей. В будущем это может привести к боязни воды;
  • чрезмерная опека. Конечно, все родители хотят оградить ребенка от проблем и неприятностей. Но в этом стремлении мы часто слишком много говорим об опасностях окружающего мира, подстерегающих на каждом шагу. В результате у ребенка может сформироваться страх всего неизвестного;
  • взрослые разговоры. Вот родители вечеaром на кухне обсуждают новости: аварии, стихийные бедствия, катастрофы. Ребенок же впитывает всю эту информацию. В конечном итоге он может начать думать, что опасность таится за каждым углом;
  • виртуальная реальность. Если ребенку не хватает живого общения, он уходит в мир игр. А они сегодня бывают настолько реалистичными, что могут серьезно влиять на психику ребенка;
  • беспокойство родителей. Тревожные родители не способны удержаться от трансляции своих опасений ребенку. «Не бегай быстро, ведь ты можешь сломать ногу», — такие предостережения ребенок слышит каждый день. Но запоминает он только вторую часть фразы — о том, что с ним может случиться. Поэтому важно контролировать свои слова и эмоции, не передавать ребенку собственные страхи;
  • нарушение привязанности. Если ребенок не ощущает надежной опоры в лице семьи, он будет думать, что в случае опасности обратиться не к кому. И это провоцирует множество детских страхов.

Пожалуй, это главные причины возникновения детских страхов. А теперь поговорим о том, какими же бывают эти страхи.

Какими бывают детские страхи?

Младший школьный возраст начинается примерно в 6-7 лет и продолжается до 9-10 лет. В этот период в жизни ребенка происходит много перемен.

Так, меняется социальный статус, игровая деятельность уступает учебной. Да и сам ребенок сильно меняется: утрачивает наивность и непосредственность, начинает по-другому воспринимать отношения со взрослыми. Поэтому процесс воспитания с началом школы сильно усложняется.

Школьные страхи разнообразны и многогранны. Условно из можно разделить на типы в зависимости от предмета, на которых направлен страх.

Страх оценки

Ребенок боится попросить что-то у сверстников и взрослых, страшится отвечать у доски. Сюда же относится страх наказания, плохой оценки в дневнике, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей или педагогов.

Страхи, связанные с распорядком дня

Речь идет о боязни опозданий в школу, страхе не успеть с перемены на урок. Также дети могут бояться не выполнить домашнее задание или провалить контрольную.

Страх ошибок

Здесь вариантов масса: страх допустить ошибку, боязнь не осилить какой-то предмет или страх появления посторонних людей на уроках.

«Школьные страхи — это одна из форм проявления эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность обычно вызвана волнениями, переживаниями, чувством собственной недооценённости, мнительностью. Как правило, наблюдается и низкая самооценка у таких детей», — рассказывает Кира Владимировна.

Бывает и так, что школьные страхи становятся следствием конфликтов с учениками или учителями. Как правило, они проходят с возрастом, но длятся достаточно долго. Все это время ребенок ощущает собственную неполноценность и незащищенность.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Многие исследования свидетельствуют, что появления страхов в раннем школьном возрасте связано с неуверенностью в себе. Последняя же влечет за собой робость, тревожность и несамостоятельность.

Как же помочь младшим школьникам преодолеть свои страхи?

«Важно соблюдать последовательность и требовательность в своих действиях. Учитывайте возможности ребенка и не давите на него. Лучше лишний раз обратить внимание на то, что школьнику сложно дается, и помочь ему в этом вопросе», — предупреждает специалист.

В остальном же родители сильно помогут школьнику, если будут придерживаться простых рекомендаций:

  1. Доверяйте ребенку и будьте с ним честными.
  2. Принимайте его таким, какой он есть.
  3. Если вы не довольны результатами и успехами школьника, это не повод от него отворачиваться. Наоборот — нужно всегда поддерживать его.
  4. Если ребенку предстоит знакомство с новой обстановкой, всегда лучше найти возможность побыть с ним рядом в этот момент.
  5. Если ребенок очень впечатлителен, то будьте осторожны в словах, когда отвечаете на его вопросы или даете какую-то информацию.
  6. Важный фактор развития детской психики — социализация. Поэтому нужно отдавать ребенка в спортивные секции и кружки, посещать какие-то мероприятия, где он сможет контактировать с большим количеством людей.
  7. Не забывайте об организации свободного времени. После школы важно отвлекать ребенка от мыслей и негативных эмоций, связанным с каким-то местом или событием.
  8. Вместе развивайте положительные эмоции, чтобы снизить чувство тревожности.
  9. Если ваших ресурсов не хватает, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителям и школьным психологам. Ребенку могут помочь такие приемы, как проговаривание страхов, их рисование или представление в виде сказки.

«И помните, что наиболее эффективным средством для профилактики любых детских страхов является атмосфера любви, понимания, тепла и поддержки в семье», — напоминает Кира Гольдштейн.

Image by freepik