Назад
1 августа 2025 г.

Кружки и секции для всех: как планируют развивать допобразование в России?

Кружки и секции для всех: как планируют развивать допобразование в России?

Содержание

Доступные кружки и секции, вовлечение в них детей по максимуму — к этим задачам можно свести суть концепции развития допобразования в России на 2025–2030 годы. Точнее, к ее второму этапу, который как раз стартовал

Какие же амбициозные цели на предстоящие годы ставит перед собой государство? Чего пока еще не хватает этой сфере и какой она должна стать? Разбираемся в нашем материале.

В секцию через Госуслуги

Сделать программы секций и кружков увлекательными и полезными — это, конечно же, должно стать главным результатом работы. Но не менее важно обеспечить свободный и комфортный доступ к дополнительному образованию. Для этого курирующие ведомства планируют упростить процедуру записи детей на всевозможные курсы и занятия — сделать это можно будет все через те же Госуслуги.

Хотите записать ребенка в секцию? Подайте заявку и получите уведомление, когда появятся свободные места. Примерно так, по задумке авторов идеи, это будет работать.

От родителей в этом случае потребуется только четкое понимание интересов ребенка и возможных векторов развития его склонностей и талантов.

«Детям и родителям нужно научиться ориентироваться в многообразии программ, соотносить их с интересами, способностями и долгосрочными целями. Это требует не только доступа к информации, но и развитой культуры образовательного проектирования», — говорит руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования «Сколково» Ольга Немирович.

Больше направлений для развития

Особое внимание — технике, культуре и естественнонаучным направлениям. Но — в более современном ключе. Если говорить о секциях технического направления, авторы концепции делают упор на робототехнику, авиамоделирование и другие высокотехнологичные занятия.

Гуманитарная ветвь концепции предусматривает расширение программы экскурсий по музеям, научным центрам и исторически значимым маршрутам. Не забывают и о популярных трендах современности — зачастую, связанных с IT. Эта тема особенно актуальна, ведь тематические секции и курсы с каждым годом привлекают все больше детей и подростков.

« Появляется много разных секций по совершенно различным направлениям. Это очень хорошо для рынка, потому что есть здоровая конкуренция. Качество материалов растет, дополнительное образование становится сильнее, а сервис — лучше », — уверена руководитель детской IT-школы Movavi Анна Опасова.

Социальные сертификаты на детей

Пожалуй, самая интересная инициатива — создание системы персонифицированного финансирования участия детей в программах допобразования. Реализовать эту идею планируют в формате выдачи социальных сертификатов, которыми семья сможет оплачивать посещения кружков и секций.

Ожидается, что к 2030 году такие сертификаты получат как минимум 30% детей из всех регионов страны.

Конечно же, особое внимание — самым уязвимым категориям. В том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Программы допобразования обещают максимально адаптировать под их запросы и потребности.

Кстати, в некоторых регионах система социальных сертификатов уже давно работает. В будущем она должна стать доступной по всей стране.

«Мера станет большим подспорьем и родителям, и бизнесу, и всему рынку детского образования. Было бы здорово, если бы номинал был увеличен, потому что один ребенок в среднем ходит в три секции: спортивную, языковую и в IT по интересам», — рассуждает Анна Опасова.

Синхронизация школьного и допобразования

Цифровизация, сертификаты — это все точечные задачи. Но есть и более глобальная цель: синхронизировать программы обычного школьного и дополнительного образования.

Зачем это нужно? Чтобы учебный процесс не ограничивался только лишь стенами школы, а распространялся и на другие сферы интересов ребенка.

«Учащийся сможет формировать свой путь в разных местах — музеях, библиотеках, IT-хабах, арт-пространствах и других площадках. Образование перестает быть привязанным к школе и классу, оно делокализируется. Школы сохраняют большинство функций, но разнообразие внутри образовательных систем увеличивается», — объясняет Ольга Немирович.

Чего не хватает допобразованию?

В первую очередь — кадров. К сожалению, дефицит педагогов коснулся и сферы дополнительного образования.

«Толковые ребята из технических университетов заранее знают, где будут работать. И они редко останавливают свой выбор на образовании. В результате школы вынуждены нанимать менее опытных педагогов», — констатирует Анна Опасова.

И решить эту проблему можно только комплексно: важно реализовывать как стандартные программы мотивации будущих педагогов, так и внедрять практики профподготовки с учетом современных тенденций допобразования.

Советуем к прочтению: Продлёнка не для всех: почему две трети россиян не могут оставить детей в ГПД

Фото: freepik.com