Какие же амбициозные цели на предстоящие годы ставит перед собой государство? Чего пока еще не хватает этой сфере и какой она должна стать? Разбираемся в нашем материале.
В секцию через Госуслуги
Сделать программы секций и кружков увлекательными и полезными — это, конечно же, должно стать главным результатом работы. Но не менее важно обеспечить свободный и комфортный доступ к дополнительному образованию. Для этого курирующие ведомства планируют упростить процедуру записи детей на всевозможные курсы и занятия — сделать это можно будет все через те же Госуслуги.
Хотите записать ребенка в секцию? Подайте заявку и получите уведомление, когда появятся свободные места. Примерно так, по задумке авторов идеи, это будет работать.
От родителей в этом случае потребуется только четкое понимание интересов ребенка и возможных векторов развития его склонностей и талантов.
«Детям и родителям нужно научиться ориентироваться в многообразии программ, соотносить их с интересами, способностями и долгосрочными целями. Это требует не только доступа к информации, но и развитой культуры образовательного проектирования», — говорит руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования «Сколково» Ольга Немирович.
Больше направлений для развития
Особое внимание — технике, культуре и естественнонаучным направлениям. Но — в более современном ключе. Если говорить о секциях технического направления, авторы концепции делают упор на робототехнику, авиамоделирование и другие высокотехнологичные занятия.
Гуманитарная ветвь концепции предусматривает расширение программы экскурсий по музеям, научным центрам и исторически значимым маршрутам. Не забывают и о популярных трендах современности — зачастую, связанных с IT. Эта тема особенно актуальна, ведь тематические секции и курсы с каждым годом привлекают все больше детей и подростков.
« Появляется много разных секций по совершенно различным направлениям. Это очень хорошо для рынка, потому что есть здоровая конкуренция. Качество материалов растет, дополнительное образование становится сильнее, а сервис — лучше », — уверена руководитель детской IT-школы Movavi Анна Опасова.
Социальные сертификаты на детей
Пожалуй, самая интересная инициатива — создание системы персонифицированного финансирования участия детей в программах допобразования. Реализовать эту идею планируют в формате выдачи социальных сертификатов, которыми семья сможет оплачивать посещения кружков и секций.
Ожидается, что к 2030 году такие сертификаты получат как минимум 30% детей из всех регионов страны.
Конечно же, особое внимание — самым уязвимым категориям. В том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Программы допобразования обещают максимально адаптировать под их запросы и потребности.
Кстати, в некоторых регионах система социальных сертификатов уже давно работает. В будущем она должна стать доступной по всей стране.
«Мера станет большим подспорьем и родителям, и бизнесу, и всему рынку детского образования. Было бы здорово, если бы номинал был увеличен, потому что один ребенок в среднем ходит в три секции: спортивную, языковую и в IT по интересам», — рассуждает Анна Опасова.
Синхронизация школьного и допобразования
Цифровизация, сертификаты — это все точечные задачи. Но есть и более глобальная цель: синхронизировать программы обычного школьного и дополнительного образования.
Зачем это нужно? Чтобы учебный процесс не ограничивался только лишь стенами школы, а распространялся и на другие сферы интересов ребенка.
«Учащийся сможет формировать свой путь в разных местах — музеях, библиотеках, IT-хабах, арт-пространствах и других площадках. Образование перестает быть привязанным к школе и классу, оно делокализируется. Школы сохраняют большинство функций, но разнообразие внутри образовательных систем увеличивается», — объясняет Ольга Немирович.
Чего не хватает допобразованию?
В первую очередь — кадров. К сожалению, дефицит педагогов коснулся и сферы дополнительного образования.
«Толковые ребята из технических университетов заранее знают, где будут работать. И они редко останавливают свой выбор на образовании. В результате школы вынуждены нанимать менее опытных педагогов», — констатирует Анна Опасова.
И решить эту проблему можно только комплексно: важно реализовывать как стандартные программы мотивации будущих педагогов, так и внедрять практики профподготовки с учетом современных тенденций допобразования.
Советуем к прочтению: Продлёнка не для всех: почему две трети россиян не могут оставить детей в ГПД
Фото: freepik.com