Назад
1 декабря 2025 г.

Минусы учебы с ИИ: как ChatGPT влияет на мозг подростков

Минусы учебы с ИИ: как ChatGPT влияет на мозг подростков

Содержание

ChatGPT решает задачи, пишет сочинения, выдает краткое содержание произведений — делает все, что ученики должны делать самостоятельно. Некоторые настолько расслабились, что готовые ответы переписывают с ошибками. К чему это может привести и как с этим бороться, рассказали эксперты «Онлайн-школы № 1».

Быстрое решение = тяжелые последствия

Решебники и шпаргалки были во все времена. Но если раньше их прятали и стыдились, то сегодня сделать «домашку» без помощи нейросетей чуть ли не моветон. Но так ли хороша эта легкость и быстрота в выполнении заданий?

«Мозг привыкает к легкому пути. Зачем искать информацию в учебнике или строить собственные рассуждения, если можно получить готовый ответ за пару секунд? Из-за этого снижается терпимость к усилиям. Любое задание, требующее напряжения, вызывает у детей раздражение», — комментирует психолог «Онлайн-школы № 1» Кира Гольдштейн.

Со временем подросток перестает справляться даже с простыми задачами, без доступа к Интернету он чувствует тревогу и растерянность. А ведь именно в этом возрасте важно пробовать и ошибаться, анализировать и делать выводы, придумывать и претворять идеи в жизнь. Ученик теряет важные навыки и напрочь забывает про креатив и самостоятельность.

«Например, сегодня есть много сервисов по созданию презентаций. Это освобождает учеников от самостоятельной разработки дизайна слайдов, подбора иллюстраций, выбора шрифта... Как итог, негативное влияние на развитие творческих способностей», — говорит старший методист «Онлайн-школы № 1» Алина Романенко.

Теряется способность анализировать и определять основную мысль текста, делать предположения и выражать свою точку зрения. В результате ребенок начинает полагаться только на мнение, предложенное нейросетями.

«Чрезмерное использование искусственного интеллекта может снизить способность самостоятельно искать и проверять информацию», — добавляет Романенко.

Мозг, привыкший к мгновенному результату, теряет способность к длительному процессу, например, к чтению книги. А без этого трудно не только учиться, но и достигать серьезных целей в будущем. В совокупности все это — верный путь к низкой самооценке. Да, внешне подросток может быть успешен, ведь он хорошо учится, сдает задания в срок, но внутри остается ощущение: «Это сделал не я, это заслуга ИИ».

Учителя против роботов

Педагоги придумали свои методы борьбы с «бездушным подсказчиком». Они тщательно анализируют домашнюю работу школьников и выписывают «красные флажки». У многих есть свой собственный алгоритм проверки заданий на причастность нейросетей к изложению или задаче.

«В химии или физике участие искусственного интеллекта видно сразу: решение задачи представлено без применения условных обозначений. Например, написано „Массовая доля углерода“ вместо „ω©“. В истории и литературе ИИ часто предлагает сложные речевые обороты, несуществующие цитаты и факты», — говорит Романенко.

Всех секретов учителя не раскрывают, но отличить работу ребенка от программы действительно стало проще. Да, ИИ может помогать подростку с рутиной, давать небольшие подсказки, но полностью перекладывать на него свои обязательства — неправильно.

«Внедрение ИИ в образовательный процесс должно быть направлено на развитие навыков и способностей учеников, а не на подмену их самостоятельности и инициативы», — подытоживает старший методист.

Запретить нельзя оставить

Как же бороться? Психологи предупреждают: крики и запреты не помогут. Подростки все равно найдут способ пользоваться нейросетями. Важно научить их использовать ИИ как помощника, а не как замену собственным усилиям.

«Полезно выработать правило: сначала попробовать самому, а потом сравнить результат с подсказкой из чата GPT. Такой подход формирует уверенность и сохраняет интерес к обучению», — советует Гольдштейн.

Стоит помнить, что даже умная машина может ошибаться. Это развивает критическое мышление и навык перепроверки фактов. И, конечно, важно поддерживать внутреннюю мотивацию ребенка, показывать ради чего нужны знания, помогать находить личные цели и интересы. Тогда ИИ станет не «костылем», тормозящим развитие, а инструментом, расширяющим горизонты.

Добавим, что ИИ вошел в жизнь людей не только, как «советчик по химии и истории» и онлайн-коллега, оптимизирующий рабочие процессы. Его влияние куда шире: почти 15% из трех тысяч опрошенных россиян признались, что нейросети заменили им близких друзей.

Источник: inkazan.ru

Фото: Midjourney