Назад
9 июня 2025 г.

Недетские разговоры, или когда начинать говорить о деньгах?

Недетские разговоры, или когда начинать говорить о деньгах?
Многие родители не обсуждают финансовые вопросы с детьми, пока они дорастут до этой темы. И у каждого здесь свое видение оптимального возраста. Бывает и так, что на носу уже совершеннолетие, а подросток только начинает понимать, что деньги в кармане сами не появляются

Чтобы детям было легче в будущем, нужно прививать им основы финансовой грамотности. И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Сегодня вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн разбираемся, как научить ребенка обращаться с деньгами.

Зачем нужна финансовая грамотность?

«Воспитание финансовой грамотности помогает осознать, что деньги зарабатываются трудом. Помогает грамотно управлять деньгами и копить их, помогает избежать проблем, финансовых пирамид, кредитных займов и так далее», — объясняет Кира Владимировна.

Как уже сказано, большинство родителей не считают нужным посвящать школьников в денежные вопросы. В итоге дети слишком долго пребывают в счастливом неведении, не понимают, как обращаться с финансами, распределять их, копить и так далее. То есть не имеют никаких полезных финансовых привычек, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Учим детей финансовой грамоте: возрастные нюансы

Научить ребенка правильно относиться к деньгам вполне реально. Но подходить к этому нужно постепенно, а начинать своевременно. Для каждого возраста есть свои правила.

От 3 до 7 лет

В три года ребенку уже можно рассказать, откуда берутся деньги. Мама с папой ходят на работу, что-то делают и получают за это зарплату. И вот на эти деньги и приобретается все, что есть в доме.

«В этом возрасте важно прививать ребенку отношение к деньгам через игры. Все-таки детство должно быть счастливым и беззаботным. Включайте им мультики про финансы. Пусть в мультиках будет не только развлекательное содержимое, но еще и образовательный подтекст», — советует психолог.

Яркий пример — всем известные «Смешарики» или «Фиксики».

Еще можно проигрывать разные ситуации. Играйте с ребенком в магазин, пиццерию или банк. Вырезайте «деньги» из бумаги, используйте пуговицы в качестве монет. В общем пускайте в ход любые подручные средства, чтобы приобщать дошкольника к финансовой культуре.

От 7 до 9 лет

Здесь уже можно вводить практику карманных денег. А заодно и подарить ребенку копилку, чтобы он потихоньку учился копить.

Важно! Пусть ребенок сам решает, на что тратить собственные деньги. Да, скорее всего это будет что-то бесполезное. А потом он увидит в витрине дорогую игрушку, на которую денег уже не будет. И в этот момент важно объяснить школьнику: помимо самостоятельности, существует еще и ответственность. И что купив ерунду сегодня, потом он не сможет позволить себе что-то другое.

«От родителей в начале школьного периода жизни ребенка появляются вопросы, можно ли материально поощрять ребенка за обучение. С одной стороны, я против этого, потому что ребенок видит только цель как поощрение, а не как получение знаний. Соответственно, он будет хотеть сразу же моментально зарабатывать на своих пятерках», — предупреждает специалист.

Но в этом вопросе можно найти компромисс — поставить ребенку более глобальные сроки. Например: «если ты закончишь год на отлично или с хорошими оценками, тогда ты что-то получишь». Пусть у него будет долгосрочная перспектива.

В любом случае решать вам. Главное, чтобы школьник знал цену деньгам. Для этого можно начинать отправлять ребенка в магазин за мелкими покупками, открывать для него более серьезные игры. Ту же «Монополию».

Дети старше 10 лет

Это уже довольно серьезный возраст. Пора рассказывать не только про зарплату, но и про коммуналку, проценты по кредиту и инфляцию. И даже можно говорить о налогах.

«Книжки, которые он читает в этом плане, уже становятся более серьезными, а игры более осознанными. Кстати, сейчас существует множество программ, которые помогают ребенку копить, сохранять, распределять траты. Скачайте на телефон ребенка нужное приложение, которое будет помогать ему и в этом», — говорит Кира Владимировна.

А еще самое время говорить о правилах безопасности. В этом возрасте дети часто просят деньги на какие-то игры. А бывает и так, что сначала сами тратят, а потом задумываются, куда же исчезли все деньги. Объясняйте ребенку, что такое мошенничество и как оно может выглядеть. Он должен быть готов к этому хотя бы теоретически.

Подростковый возраст (13-18 лет)

Школьнику 13-15 лет уже можно давать определенные поручения. И даже придумывать для него обязанности. Поход в магазин, покупка каких-то вещей для себя — всему этому пора учиться.

А еще в 14 лет подросток уже вполне может подрабатывать. Например, на сельхозработах в черте города. Естественно, не в ущерб учебе.

Небольшой, но собственный заработок поможет школьнику прочувствовать и лучше понять свою самостоятельность и независимость.

В 14-18 лет осознанное отношение к деньгам уже должно быть сформировано.

«Есть масса книг для этого возраста, которые подготавливают детей к той самой взрослой денежной финансовой грамотности. Используйте эти книги, изучайте, подкладывайте детям, чтобы они их читали. Опять же, не забывайте подсказывать подросткам и устанавливать нужные приложения на телефоны», — советует психолог.

В этом возрасте подростку уже вполне можно сделать банковскую карту (не забудьте установить лимиты) и научить его отслеживать расходы. Такая вот репетиция взрослой жизни.

Коротко о главном

Разговоры о деньгах с детьми — не табу, а важная часть воспитания. Чем раньше ребенок начнет понимать ценность денег, научится планировать, копить и тратить с умом, тем увереннее он будет чувствовать себя во взрослой жизни. Поэтому откладывать эту тему точно не стоит.

«Главное, чтобы вы привили навык долгосрочного и краткосрочного планирования, умение обращаться с деньгами. Так ваш ребенок легче подойдет ко взрослой жизни, ему будет легче добиться успеха», — резюмирует Кира Гольдштейн.

Рекомендуем к прочтению: Когда можно и нельзя ругать ребенка: объясняет психолог

Фото: freepik.com