Назад
30 сентября 2024 г.

Учеба не каторга: о плюсах онлайн-обучения

Учеба не каторга: о плюсах онлайн-обучения
В начале нового учебного года «Сноб» поговорил с основателем «Онлайн-школы № 1» Артемом Аницоевым о том, как онлайн-формат влияет на качество обучения и кому он подходит, в чем его преимущества перед традиционными школами и сказывается ли он на социализации ребенка.

Чем отличается онлайн-обучение от семейного?

Прежде всего, стоит определиться с терминологией. По закону, семейное образование — это такая форма обучения, когда родители забирают документы ребенка из школы и несут ответственность за его образование сами. Они могут нанять репетиторов, заниматься самостоятельно или воспользоваться услугами онлайн-школы как одним из возможных инструментов получения образования. То есть термин понимается достаточно широко.

В онлайн-школах дети в комфортных условиях полноценно учатся по школьной программе. Родители спокойны, потому что онлайн-школа следит за посещаемостью и успеваемостью, а также своевременно дает обратную связь по любым вопросам. При этом промежуточную и итоговую аттестацию ученики проходят в тех аккредитованных государственных или частных школах, куда они зачисляются для прохождения экзаменов. Присутствовать физически ученик должен только в 9-м и 11-м классах на итоговой аттестации, все остальные этапы обучения проходят удаленно.

Кому подходит формат онлайн-обучения?

Изначально онлайн-школа задумывалась для детей, которые не могут посещать обычную школу по состоянию здоровья, из-за частых переездов в другие города или страны, проблем с коллективом и учителями, а также для профессиональных спортсменов. Сейчас онлайн-обучение рассматривается как полноценная альтернатива школе. А одна из основных причин перевода детей в онлайн-школы — недовольство качеством обучения в традиционных школах.

Основные преимущества этого формата — доступность и адаптивность образовательного процесса, возможность учиться из любой точки мира и совмещать учебу с другой деятельностью. Кроме того, в некоторых онлайн-школах количество учеников в классах меньше, чем в традиционных, а значит, дети получают больше внимания от учителей. В онлайн-школах также можно встретить много бесплатных факультативов и активностей.

Если у ребенка нет мотивации к учебе?

Отсутствие мотивации — комплексная проблема, как правило, связанная не только со способностями ученика, но и его физическим состоянием, настроением, взаимоотношениями с одноклассниками, качеством преподавательского состава. Часто после перехода в онлайн ребенок начинает проявлять заинтересованность в учебном процессе, потому что у него появляется больше времени на отдых, а значит, больше сил и энергии. В отдельных ситуациях переход в онлайн снимает стресс из-за напряженных отношений ребенка с коллективом, что позволяет сконцентрироваться на учебе и не думать о конфликтах. Онлайн-школа также может нанимать учителей без привязки к конкретному району или городу, что решает проблему недостатка квалифицированных кадров. Как следствие, ученики даже из небольших городов могут заниматься с лучшими учителями страны, что безусловно позитивно сказывается на мотивации. Учеба не каторга. Она действительно может быть интересной. Если же у ребенка серьезные сложности с самоорганизацией, ему поможет наш психолог. От родителей нужна помощь только в самом начале. Вся ответственность ложится на куратора, который всегда на связи. Он напомнит про домашние задания, ответит на возникшие вопросы. Кроме того, на платформе нашей онлайн-школы есть расписание, табель и напоминания о выполнении домашнего задания — это тоже поможет с самоорганизацией.

Как влияет онлайн-обучение на социализацию ребенка?

Недавно мы проводили внутреннее исследование по этой теме среди родителей и учеников нашей онлайн-школы. Важность социализации отметили более 75% родителей и только 23% учеников. Современным детям гораздо легче самоорганизоваться в этом смысле, избежав при этом так называемой «принудительной социализации».

Безусловно, детям важно живое общение, поэтому при приеме в школу мы всегда разговариваем с родителями учеников и просим их активнее участвовать в процессе социализации. Идеальная комбинация, на мой взгляд, — это гармоничное развитие ребенка, при котором онлайн-школа помогает решить задачу получения образования, освобождая время в течение дня для занятия спортом, творчеством и встреч с друзьями.

В «Онлайн-школе № 1» ведется постоянная работа по социализации школьников. У нас действуют клубы по интересам — дети охотно их посещают. В начальной школе, помимо основных предметов, у ребят есть дополнительные занятия с акцентом на расслабление: музыка, рисование, физкультура. Есть игровой час, когда дети поближе знакомятся друг с другом. У школьников есть не только чат с куратором, но и отдельные чаты по интересам. Часто ребята из одних и тех же городов выходят за рамки онлайн-общения и встречаются вживую.

Одна из целей «Онлайн-школы № 1» — дать ученикам свободное время на самореализацию: например, у нас учатся спортсмены и артисты, которые успешно совмещают учебу с плотным графиком тренировок и репетиций. В рамках стратегического соглашения между Федерацией сноуборда Санкт-Петербурга и «Онлайн-школой № 1» в этом году у нас начали обучаться члены городской сборной. Мы также планируем привлекать учеников в качестве волонтеров на соревнования.

Кто у вас преподает?

Чаще всего в онлайн-образование приходят учителя из государственных школ — специалисты, которые знают методику преподавания, постоянно повышают свою квалификацию и умеют находить общий язык с родителями и учениками. В обычной школе возможностей для развития и финансового роста гораздо меньше, потому что сама школьная система этого не предусматривает. И тут речь идет не о выгоревших специалистах, а о тех, кто любит свою профессию и хочет в ней развиваться.

Для работы в онлайн-школе требуется много новых навыков, которые не были нужны в обычной школе. Педагогу надо вникать в новые процессы, проходить обучение, повышать свою квалификацию.

«Онлайн-школа № 1» — коммерческое образовательное учреждение, поэтому у нас есть возможность отбирать лучших учителей, чтобы ученики получили качественное образование. К слову, в 2024 году семь наших выпускников набрали 100 баллов на ЕГЭ. Мы рассматриваем только кандидатов с высшим педагогическим образованием и опытом работы в школах от четырех лет. Если же соискатель, например, проработал в школе 15 лет, но свою квалификацию не повышал, он нам точно не подойдет. Наша школа — не просто преподаватели, которые занимаются репетиторством на фрилансе, а полноценный педагогический коллектив, со своим методическим отделом, планами и программами.

Как устроен учебный процесс в Онлайн-школе №1?

В нашей «Онлайн-школе» в младших классах учится не больше 12 человек, а в старших группах — до 25 человек. Если участников вебинара может быть практически сколько угодно, то для нас важно, чтобы ученик мог поднять руку и задать вопрос. Поэтому у нас количество детей в классе ограниченно.

Образовательный процесс целиком построен на «живых» уроках с учителем. Обязательное условие для каждого ученика — включенная камера. В старших классах активно применяется концепция перевернутого урока: ученик самостоятельно знакомится с темой, используя материалы из личного кабинета, а новые знания закрепляет, общаясь с учителем.

А еще в «Онлайн-школе № 1» у каждого есть возможность пройти 10-й и 11-й класс за один год.

Как трансформируется онлайн-обучение в целом?

Технологии — то, без чего нельзя представить жизнь современного человека. Сфера образования не может этого не учитывать. Сейчас в России наблюдается тренд на мультиформатное обучение. И здесь флагманами выступают онлайн-школы, которые активно внедряют новые технологии и форматы, открывая школьникам больше возможностей.

Одно из ключевых направлений, по которым будет развиваться рынок, — внедрение в обучение искусственного интеллекта. С его помощью, например, школьники смогут получать персонализированные рекомендации и поддержку. То есть процесс обучения будет адаптирован к индивидуальным потребностям каждого ученика. Кроме того, искусственный интеллект автоматизирует административные задачи, позволяя преподавателям сосредоточиться на более значимом взаимодействии с учениками.Еще один тренд в онлайн-обучении — геймификация: внедряя в учебный процесс игровые элементы (значки, таблицы лидеров и награды), преподаватели повышают вовлеченность и мотивацию учащихся. Геймификация и интерактивные технологии не только делают процесс обучения более приятным, но и способствуют развитию критического мышления, верной постановке целей и отслеживанию прогресса.

Мобильное обучение и микрообучение позволяют учащимся получать доступ к образовательному контенту в любое время и в любом месте. Специализированные учебные модули небольшого размера помогают быстро и легко усваивать информацию — с учетом предпочтений современных школьников к кратковременному сосредоточению и обучению на ходу.

Также в онлайн-образовании будет активно использоваться виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR). VR погружает учащихся в виртуальную среду, воспроизводя сценарии реального мира и позволяя учиться на опыте. AR накладывает цифровую информацию на реальный мир, улучшая процесс обучения с помощью интерактивных элементов.

При этом в основе образовательного процесса по-прежнему лежит общение учителя и ученика. «Человеку нужен человек». Поэтому в нашей «Онлайн-школе № 1» дети получают информацию не только просматривая видео и читая лекции — это всего лишь дополнительные инструменты. Основа обучения — онлайн-уроки с преподавателями и «живым» общением.

Каким трендам следует Онлайн-школа №1?

Мы активно автоматизируем второстепенные процессы, которые напрямую не касаются взаимодействия между учеником и учителем: систему для автоматического составления расписания, адаптивного составления индивидуального образовательного маршрута, а также «цифрового репетитора» на основе искусственного интеллекта.

Обучение по видеозаписям утрачивает актуальность, но это не значит, что от этого формата откажутся полностью: у «Онлайн-школы № 1» есть более 3000 предзаписанных уроков, 11 000 учебных статей и 8000 тестов для проверки знаний, которые доступны на интернет-платформе и в школьной библиотеке. Благодаря этому школьники разного уровня могут обучаться более эффективно.

В нашей школе можно дистанционно учиться из любой точки мира. Учебная программа 1–11-х классов составлена с учетом ФГОС, а выпускники получают аттестат государственного образца. Попробовать формат дистанционного обучения в «Онлайн-школе № 1» можно на бесплатной тестовой неделе.

Беседовала Анна Алексеева

Источник: snob.ru
Image by freepik