В функционировании сферы сегодня и перспективах на будущее в своем исследовании разбирались аналитики российского Института развития профессионального образования. Рассказываем, к каким выводам они пришли.
Осознанный выбор
В основу исследования легли данные опроса работодателей. Причем участие в нем приняли представители самых технологичных и стратегически значимых отраслей производства — от фармацевтики до космонавтики.
И по результатам опроса можно сделать интересный вывод: все больше абитуриентов осознанно идут в среднее профессиональное образование. Так, 63% из них уже при поступлении знают, где будут работать, а к четвертому курсу примерно 70% обучающихся уже имеют опыт работы по профилю.
Преимущества СПО
Такая осознанность молодежи связана, в том числе, с основными преимуществами системы среднего профессионального образования перед «вышкой»:
1. Адаптивность системы СПО. Колледжи и техникумы могут быстрее переориентировать свои программы под изменяющиеся запросы рынка труда.
2. Быстрый выход на рынок труда. Срок обучения в организациях СПО намного короче, чем в вузах. Соответственно, молодые специалисты могут начать работать раньше своих сверстников, которые пошли в вуз.
3. Много практики. Благодаря этому среднее профессиональное становится ценным для работодателей, получающих практически «готового» специалиста. Хотя и не без нюансов — часть работодателей все еще считает СПО лишь ступенькой на пути к высшему образованию.
«Что мы увидели по результатам исследования? Потребность в выпускниках колледжей будет только расти, работодатели готовы платить им достойные зарплаты, престиж среднего профессионального образования в глазах работодателей растет», — подытожил итоги исследования ректор ИРПО Сергей Кожевников.
Как работодатели заманивают выпускников?
Большинство респондентов сообщили, что на постоянной основе сотрудничают с колледжами и техникумами. Одно из направлений этой совместной работы — «агитация» студентов для работы на предприятиях в будущем.
«Наиболее эффективный подход здесь — это встраивание в систему образования. Так как на то, чтобы студент подошел и сказал: „Я хочу попробовать поработать“ — нужно минимум полгода. Мы засекали. Полгода надо встречаться на занятиях. Просто прийти, помахать флажками, как это было раньше, и ожидать, что студенты, сбивая столы и стулья, ринутся к тебе на трудоустройство, как минимум наивно и глупо», — рассказал один из участников исследования
При этом работодатели стремятся начинать работу со студентами как можно раньше — лучше прямо с первого курса. Иначе есть риск просто остаться без кадров, поскольку конкуренция и спрос на выпускников СПО сегодня как никогда велики.
«Мы должны его забрать к себе уже с первого курса. Вот чем отличается сейчас взаимодействие работодателя и колледжа, потому что молодые головы еще не очень четко настроены, где работать и так далее. А мы должны их сразу влюбить в себя и „заточить“ под себя», — констатирует другой респондент.
Тренд на СПО
К слову, повышенное внимание сфере СПО сегодня оказывают не только работодатели, но и государство, которое всеми силами старается популяризировать «рабочие» направления среди молодежи.
Например, в этом году девятиклассники из трех регионов могут сдавать всего два ОГЭ вместо обычных четырех, если планируют поступать в колледж. Пока это касается учащихся из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области. Но если пилотный проект будет успешным, в будущем такую «льготу» могут получить и школьники из остальных регионов.
Есть еще много других мер поддержки и мотивации для поступающих в организации СПО. И с осторожностью можно констатировать, что эти шаги уже дают нужный эффект, раз все больше молодежи смотрит в сторону колледжей и техникумов.
Рекомендуем к прочтению: Целевое обучение – 2025: новые правила и новые возможности
Фото: freepik.com