Назад
13 февраля 2025 г.

Ошибки в письменной речи ребенка: как распознать и преодолеть дисграфию

Ошибки в письменной речи ребенка: как распознать и преодолеть дисграфию
В современном мире все чаще встречаются младшие школьники, у которых есть проблемы с письменной речью. Это в свою очередь провоцирует сложности с усвоением информации. Ведь значимость письма на самом деле колоссальна.

В логопедии для таких случаев есть специальный термин. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется повторяющимися ошибками, связанное с недостаточным формированием психических функций.

Важно! Дисграфия не пройдет самостоятельно. Поэтому важно вовремя заметить нарушения и заняться их корректировкой.

Как же распознать проблему и что с ней делать? Об этом расскажет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Чем опасна дисграфия?

«Нарушение письма различной степени тяжести – часто повторяющаяся ошибка у детей начальных классов. Несмотря на это, от родителей часто можно услышать, что письмо в принципе не так и нужно, что ребенок в будущем этим заниматься не будет, ведь все компьютеризировано.

Тем не менее, любые нарушения, связанные с письменной речью, могут отрицательно влиять на психическое развитие ребенка, его деятельность и особенности характера», — поясняет Кира Владимировна.

Проблема состоит в том, что такие нарушения могут способствовать формированию застенчивости, нерешительности и низкой самооценки. А это уже может негативно сказываться не только на навыке грамотности, но и на процессе обучения в целом. И даже на выборе будущей профессии.

Частные «симптомы» нарушения

Какими же бывают проблемы в письменной речи, как они выглядят на бумаге и с чем связаны? Разберем типичные ситуации.

  1. Проблема может быть связана с неверным звукопроизношением. Как следствие — дети пишут так же, как и произносят слова. В этом случае корректировать нужно в первую очередь звукопроизношение, а потом уже письмо.
  2. Замена букв из одной группы на другую. Например, звонкие на глухие или шипящие на свистящие.
  3. Недоразвитие лексическо-грамматической стороны речи. Чаще всего обнаруживается после 3-го класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В этом случае ребенку сложно правильно написать слово в определенном падеже, числе и так далее. Также проблема может выражаться в перестановке букв, многократном повторении одних и тех же букв.
  4. Несформированность зрительно-пространственных представлений. Дети с таким нарушением могут неправильно воспринимать начертание букв, что приводит к искажению письма.
  5. Моторная дисграфия. То есть у ребенка есть проблемы с движением руки, выписыванием букв. Все эти отклонения чаще всего встречаются в начальной школе. Существует еще похожее нарушение — дизорфоргафия. В этом случае ребенок не в состоянии применять выученные правила на практике. Но при этом у таких детей совершенно нормальный уровень интеллектуального развития.

Дисграфия: корни явления

Обнаружив у ребенка проблемы с навыком письма, родители часто винят педагога. На самом деле, такие отклонения могут быть продолжением некоторых заболеваний.

Дисграфия может развиваться как следствие проблем со здоровьем в раннем возрасте. Это могут быть даже пороки внутриутробного развития, асфиксия во время родов, патологии во время беременности, инфекционные заболевания, опухоли головного мозга и нарушения психического развития. В группе риска также дети, родители которых имеют недостаточный словарный запас или попросту не общаются с ребенком в должной мере. Как ни странно, подвержены проблеме и дети, в умы которых еще до школы пытались вложить слишком много сложной информации.

Поэтому игнорировать проблему нельзя. А вот обращаться к специалистам — нужно.

Методы коррекции при дисграфии

Существует определенный набор методик, который призван скорректировать нарушение письменной речи при нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Устранение дефектов, как правило, требует привлечения разных специалистов: логопеда, остеопата или психолога.

В процессе логопедической работы развиваются сенсорные функции, речевая моторика, мышление, внимание и память. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии признаки дисграфии постепенно сглаживаются.

Чтобы ребенок полноценно развивался как личность, нужна работа с психологом. С его помощью ребенок будет получать эмоциональную поддержку, переносить свой положительный опыт в реальную жизнь. Значение психологической поддержки для ребенка очень велико, ведь такая работа со специалистом поможет ему понять, что проблема преодолима и она не столь существенна для развития личности.

Советы психолога: домашняя работа

А теперь поговорим о рекомендациях психолога, которые можно воплощать в жизнь дома. Они не заменят похода к специалисту, но помогут улучшить результаты коррекционной работы.

  1. Занимаясь с ребенком с дисграфией, будьте последовательны и терпеливы. Помните, что ваше раздражение будет негативно сказываться на результатах работы.
  2. Не забывайте про организацию специального места для учебы. Оно должно быть удобным, но без каких-то раздражающих факторов (компьютера и так далее).
  3. Избегайте переутомления ребенка. У школьников с дисграфией обычно есть и проблемы с концентрацией внимания. Поэтому им требуется больше перерывов, чем обычным детям.
  4. Играйте с ребенком. Младшие школьники лучше усваивают информацию в игровой форме. И сегодня в продаже есть множество игр, направленных именно на развитие письменной речи.
  5. Повторяйте ребенку проблемные слова, объясняйте их значение. Четко проговаривайте буквы, пусть ребенок за вами повторяет.
  6. Читайте вслух. Это влияет как на словарный запас, так и на общее развитие ребенка. Для ребенка с дисграфией чтение тоже может быть затруднительным. Поэтому начинайте читать книжки вместе, можно даже по ролям.
  7. Дайте ребенку моральную поддержку. При дисграфии ребенку и так сложно учиться, ведь он чувствует постоянный негатив и давление со стороны учителей и даже родителей. Первой от этого страдает самооценка. И только ваша любовь и поддержка поможет ему чувствовать себя наравне с другими школьниками.

«Взрослые должны своевременно позаботиться о том, чтобы ребенок получал всю необходимую помощь при выявлении такой проблемы. Он не сможет справиться с ней самостоятельно. Для этого нужно внимание, участие и профессиональная помощь других специалистов.

Чем раньше ребенок попадет в руки специалистов и чем больше ему будет оказываться поддержка дома, тем быстрее все придет в норму», — предупреждает психолог.

Image by freepik