В логопедии для таких случаев есть специальный термин. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется повторяющимися ошибками, связанное с недостаточным формированием психических функций.
Важно! Дисграфия не пройдет самостоятельно. Поэтому важно вовремя заметить нарушения и заняться их корректировкой.
Как же распознать проблему и что с ней делать? Об этом расскажет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Чем опасна дисграфия?
«Нарушение письма различной степени тяжести – часто повторяющаяся ошибка у детей начальных классов. Несмотря на это, от родителей часто можно услышать, что письмо в принципе не так и нужно, что ребенок в будущем этим заниматься не будет, ведь все компьютеризировано.
Тем не менее, любые нарушения, связанные с письменной речью, могут отрицательно влиять на психическое развитие ребенка, его деятельность и особенности характера», — поясняет Кира Владимировна.
Проблема состоит в том, что такие нарушения могут способствовать формированию застенчивости, нерешительности и низкой самооценки. А это уже может негативно сказываться не только на навыке грамотности, но и на процессе обучения в целом. И даже на выборе будущей профессии.
Частные «симптомы» нарушения
Какими же бывают проблемы в письменной речи, как они выглядят на бумаге и с чем связаны? Разберем типичные ситуации.
- Проблема может быть связана с неверным звукопроизношением. Как следствие — дети пишут так же, как и произносят слова. В этом случае корректировать нужно в первую очередь звукопроизношение, а потом уже письмо.
- Замена букв из одной группы на другую. Например, звонкие на глухие или шипящие на свистящие.
- Недоразвитие лексическо-грамматической стороны речи. Чаще всего обнаруживается после 3-го класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В этом случае ребенку сложно правильно написать слово в определенном падеже, числе и так далее. Также проблема может выражаться в перестановке букв, многократном повторении одних и тех же букв.
- Несформированность зрительно-пространственных представлений. Дети с таким нарушением могут неправильно воспринимать начертание букв, что приводит к искажению письма.
- Моторная дисграфия. То есть у ребенка есть проблемы с движением руки, выписыванием букв. Все эти отклонения чаще всего встречаются в начальной школе. Существует еще похожее нарушение — дизорфоргафия. В этом случае ребенок не в состоянии применять выученные правила на практике. Но при этом у таких детей совершенно нормальный уровень интеллектуального развития.
Дисграфия: корни явления
Обнаружив у ребенка проблемы с навыком письма, родители часто винят педагога. На самом деле, такие отклонения могут быть продолжением некоторых заболеваний.
Дисграфия может развиваться как следствие проблем со здоровьем в раннем возрасте. Это могут быть даже пороки внутриутробного развития, асфиксия во время родов, патологии во время беременности, инфекционные заболевания, опухоли головного мозга и нарушения психического развития. В группе риска также дети, родители которых имеют недостаточный словарный запас или попросту не общаются с ребенком в должной мере. Как ни странно, подвержены проблеме и дети, в умы которых еще до школы пытались вложить слишком много сложной информации.
Поэтому игнорировать проблему нельзя. А вот обращаться к специалистам — нужно.
Методы коррекции при дисграфии
Существует определенный набор методик, который призван скорректировать нарушение письменной речи при нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Устранение дефектов, как правило, требует привлечения разных специалистов: логопеда, остеопата или психолога.
В процессе логопедической работы развиваются сенсорные функции, речевая моторика, мышление, внимание и память. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии признаки дисграфии постепенно сглаживаются.
Чтобы ребенок полноценно развивался как личность, нужна работа с психологом. С его помощью ребенок будет получать эмоциональную поддержку, переносить свой положительный опыт в реальную жизнь. Значение психологической поддержки для ребенка очень велико, ведь такая работа со специалистом поможет ему понять, что проблема преодолима и она не столь существенна для развития личности.
Советы психолога: домашняя работа
А теперь поговорим о рекомендациях психолога, которые можно воплощать в жизнь дома. Они не заменят похода к специалисту, но помогут улучшить результаты коррекционной работы.
- Занимаясь с ребенком с дисграфией, будьте последовательны и терпеливы. Помните, что ваше раздражение будет негативно сказываться на результатах работы.
- Не забывайте про организацию специального места для учебы. Оно должно быть удобным, но без каких-то раздражающих факторов (компьютера и так далее).
- Избегайте переутомления ребенка. У школьников с дисграфией обычно есть и проблемы с концентрацией внимания. Поэтому им требуется больше перерывов, чем обычным детям.
- Играйте с ребенком. Младшие школьники лучше усваивают информацию в игровой форме. И сегодня в продаже есть множество игр, направленных именно на развитие письменной речи.
- Повторяйте ребенку проблемные слова, объясняйте их значение. Четко проговаривайте буквы, пусть ребенок за вами повторяет.
- Читайте вслух. Это влияет как на словарный запас, так и на общее развитие ребенка. Для ребенка с дисграфией чтение тоже может быть затруднительным. Поэтому начинайте читать книжки вместе, можно даже по ролям.
- Дайте ребенку моральную поддержку. При дисграфии ребенку и так сложно учиться, ведь он чувствует постоянный негатив и давление со стороны учителей и даже родителей. Первой от этого страдает самооценка. И только ваша любовь и поддержка поможет ему чувствовать себя наравне с другими школьниками.
«Взрослые должны своевременно позаботиться о том, чтобы ребенок получал всю необходимую помощь при выявлении такой проблемы. Он не сможет справиться с ней самостоятельно. Для этого нужно внимание, участие и профессиональная помощь других специалистов.
Чем раньше ребенок попадет в руки специалистов и чем больше ему будет оказываться поддержка дома, тем быстрее все придет в норму», — предупреждает психолог.