«Та какие у него могут быть проблемы?» — воскликнут сейчас некоторые родители. Это в корне неверный подход, ведь то, что кажется нам пустяками, для школьника вполне может стать непреодолимым препятствием. И чтобы избежать таких последствий, как снижение успеваемости, родители должны своевременно реагировать на возникающие проблемы.
Сегодня говорим с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн о детских трудностях в процессе учебы и способах их преодоления.
Невнимательность и рассеянность
Эти проблемы могут проявляться трудностями в письменной речи и устных заданиях, сложностями с адаптацией в школе и отсутствием самоконтроля.
Основными причинами детской невнимательности принято считать:
- неправильное питание и недостаток сна;
- малоподвижный образ жизни;
- переизбыток информации и стресс;
- быстрая утомляемость вследствие общей болезненности;
- слабая нервная система.
«Таким детям сложно переключаться с деятельности на деятельность и контролировать свое внимание. Сталкиваясь с этой проблемой, родители должны проявлять терпение», — объясняет психолог.
Как же минимизировать проявления рассеянности? Рассказываем:
- Для начала нужно исключить проблемы со здоровьем. Возможно, вам потребуются консультации невролога, психолога и других специалистов.
- Выстройте распорядок дня. У ребенка должен быть полноценный сон и отдых.
- Не забывайте о прогулках на свежем воздухе.
- Не перегружайте ребенка кружками и дополнительными занятиями.
- Определите ведущий тип памяти ребенка, чтобы ему было легче запоминать информацию. Выполняйте упражнения на развитие памяти.
- Не ругайте ребенка за невнимательность.
- Хвалите и поддерживайте.
- Создайте комфортные условия для домашних занятий, в которых ребенок сможет нормально сосредоточиться.
- Учитывайте мнение школьника при составлении режима дня. Вот увидите, следование этим простым рекомендациям уже в скором времени порадует вас результатами.
Конфликты в школе
Это одна из самых частых проблем, возникающих у школьника. При этом сложности могут быть как при общении со сверстниками, так и учителями.
«Ребенок стесняется и не уверен в себе, ему сложно подойти к одноклассникам и познакомиться, сложно поднять руку на уроке и ответить у доски. Причины этого кроются в низкой самооценке ребенка», — объясняет Кира Владимировна.
Важно! Общительность ребенка, как и проблемы с коммуникациями, во многом зависят от обстановки в семье.
Какие отношения в вашей семье? Слушаете ли вы ребенка? Говорит ли он с вами на любые темы? Отношения между членами семьи оставляют отпечаток на личности ребенка. Здесь все просто: если дома школьника слушают, то и в обществе других людей он сможет спокойно высказывать свое мнение, уважительно воспринимая позицию окружающих.
Еще одной причиной конфликтных ситуаций может быть отсутствие базовых навыков общения у ребенка. Речь идет про умение слушать, не перебивать собеседника, вежливо присоединяться к разговору, четко и грамотно говорить.
При этом агрессивное поведение ребенка, опять же, может формироваться дома, а также быть следствием переизбытка негатива из СМИ или компьютерных игр.
Следующая причина — ребенок не может постоять за себя. Его критикуют, обзывают, он же идет жаловаться или просто копит обиды. Корни этой проблемы могут быть в семье. Например, ребенок испытывает чрезмерное давление со стороны взрослых или, наоборот, дома ему позволено все. В результате школьник просто не понимает, как адекватно реагировать на происходящее.
Если вы замечаете такие проблемы у ребенка, но ничего не можете сделать самостоятельно, стоит подумать над обращением к психологу.
А если учеба в тягость?
Например, ребенок не может пересказать текст. Или путает на письме буквы, переставляет местами слова, не воспринимает информацию на слух.
«Развитие психических функций у ребенка — это процесс индивидуальный. У кого-то они развиваются быстрее, а у кого-то позже. Каждый ребенок вносит свои коррективы в „программу“, заложенную генетически и внешними факторами. Вследствие этого психические функции могут развиваться неравномерно», — рассказывает специалист.
Первым этапом коррекции в таких случаях должна быть полная диагностика. Например, у школьника есть нарушения речи, он говорит только короткими фразами. И взрослым все время приходится задавать много дополнительных вопросов. В такой ситуации можно говорить о нарушении программирования речи.
Чтобы повысить успеваемость и сгладить недостатки, важно развивать основные психические функции: память, внимание и мышление.
Важно! Добиться этого через силу и принуждение невозможно, поскольку проблема не в педагогическом, а в нейрофизиологическом аспекте.
Эффективными могут стать методы, развивающие «слабую» сферу. В первую очередь стоит сосредоточиться на естественном познании мира. Например, через бег, прыжки и так далее.
А если говорить о коррекции дисграфии и дислексии, полезными будут занятия с логопедом-дефектологом.
«Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости, нежеланию учиться и другим проблемам, вы сможете эффективно помочь ребенку. Для различных проблем нужны разные подходы к их решению.
Не рассматривайте проблемы ребенка как личную трагедию. Не расстраивайтесь и не показывайте этого ребенку. Ваша основная задача — помогать ему, принимая его таким, какой он есть. И тогда самому ребенку будет гораздо легче учиться в школе», — советует Кира Гольдштейн.