11 декабря прошло заседание Совета Минпросвещения по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников. На встрече приняли два важных документа: один — для руководителей школ, второй — для педагогов.
Что решили?
Участники недавно созданного Совета утвердили два документа:
-
Инструкция для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по действиям в случае возникновения конфликтной ситуации у педагогического работника с участниками образовательных отношений;
-
Памятка для педагогических работников «Как остановить агрессивное поведение: действия педагога».
Цель этих инструкций — дать учителю понятный алгоритм действий, на который можно опираться в случае реальных конфликтов с учащимися. По задумке авторов, шаги из документов помогут не только выйти из конфликта, но и предотвратить их развитие и повторение.
Зачем это школе
Конфликт учителя и ученика — это очень неприятная ситуация, которую нужно решать сразу на нескольких уровнях: от самих участников до администрации учебной организации и даже вышестоящих органов (если не получилось на уровне школы).
Документы называют «долгожданными». Оно и понятно — когда нет четкого алгоритма, все решается на эмоциях и человеческом факторе.
«Утверждение инструкций для педагогов в случае конфликтных ситуаций — важное решение, это долгожданные в регионах документы. Они дают педагогам и руководителям конкретный, понятный алгоритм действий в непростых ситуациях, реально защищают их профессиональное достоинство и позволяют сосредоточиться на главном — воспитании и обучении детей», — подчеркнула Лилия Гумерова, глава комитета Совфеда по науке, образованию и культуре.
Что известно про алгоритм?
Тексты инструкций пока не появились в свободном доступе. Но в некоторых СМИ уже можно найти отдельные «инсайды».
Судя по имеющимся сведениям, инструкции максимально подробно описывают, как должен вести себя педагог в конфликтной истории. И даже как говорить. Например, учителю рекомендуют:
• «называть ученика по имени, даже если сердиты на него»;
• «не упрекать близкими, неблагополучной семьей»;
• не забывать о своем статусе (и возрасте);
• следить за содержанием ответов, их «эмоциональной окраской»;
• «не говорить сразу со взвинченным, возбужденным человеком».
Конечно, этим дело не ограничивается. В инструкциях есть и четкие процедуры, в том числе для школьной администрации. К примеру, речь идет про:
• порядок поведения сотрудников школы при возникновении конфликтных ситуаций;
• методы поддержки пострадавших учеников;
• устранение последствий травли или насилия.
И все это должно строиться на принципах открытости и мирного решения споров.
Если же советы не сработают — педагог вправе обратиться за помощью в Совет по защите профессиональной чести и достоинства.
Что за Совет такой?
Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов создан в сентябре 2025 года. В него вошли представители Минпросвещения РФ, профсоюзов, федеральных и региональных органов власти, эксперты.
Главная задача совещательного органа — разбор самых сложных споров, которые не удалось решить на местах. Плюс — разработка рекомендаций по защите чести и достоинства учителей.
Актуальна ли тема?
Судя по опросам, тема острая. Осенью Общероссийский профсоюз образования провел опрос почти 50 000 педагогов. Результаты настораживают — 27% респондентов сообщили, что подвергались агрессии со стороны учеников.
При этом многие из опрошенных признались, что не готовы к разбирательствам и не знают, что делать в таких ситуациях.
Советуем к прочтению: Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?
Фото: freepik.com