Назад
16 декабря 2025 г.

Педагог vs. ученик: Минпросвещения утвердило алгоритм решения конфликтов

Педагог vs. ученик: Минпросвещения утвердило алгоритм решения конфликтов

Содержание

Сразу о главном: в российских школах появится четкий порядок действий при конфликте педагога с учеником: что делать учителю и администрации, как разрешить конфликт и защитить обе стороны.

11 декабря прошло заседание Совета Минпросвещения по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников. На встрече приняли два важных документа: один — для руководителей школ, второй — для педагогов.

Что решили?

Участники недавно созданного Совета утвердили два документа:

  1. Инструкция для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по действиям в случае возникновения конфликтной ситуации у педагогического работника с участниками образовательных отношений;

  2. Памятка для педагогических работников «Как остановить агрессивное поведение: действия педагога».

Цель этих инструкций — дать учителю понятный алгоритм действий, на который можно опираться в случае реальных конфликтов с учащимися. По задумке авторов, шаги из документов помогут не только выйти из конфликта, но и предотвратить их развитие и повторение.

Зачем это школе

Конфликт учителя и ученика — это очень неприятная ситуация, которую нужно решать сразу на нескольких уровнях: от самих участников до администрации учебной организации и даже вышестоящих органов (если не получилось на уровне школы).

Документы называют «долгожданными». Оно и понятно — когда нет четкого алгоритма, все решается на эмоциях и человеческом факторе.

«Утверждение инструкций для педагогов в случае конфликтных ситуаций — важное решение, это долгожданные в регионах документы. Они дают педагогам и руководителям конкретный, понятный алгоритм действий в непростых ситуациях, реально защищают их профессиональное достоинство и позволяют сосредоточиться на главном — воспитании и обучении детей», — подчеркнула Лилия Гумерова, глава комитета Совфеда по науке, образованию и культуре.

Что известно про алгоритм?

Тексты инструкций пока не появились в свободном доступе. Но в некоторых СМИ уже можно найти отдельные «инсайды».

Судя по имеющимся сведениям, инструкции максимально подробно описывают, как должен вести себя педагог в конфликтной истории. И даже как говорить. Например, учителю рекомендуют:

• «называть ученика по имени, даже если сердиты на него»;

• «не упрекать близкими, неблагополучной семьей»;

• не забывать о своем статусе (и возрасте);

• следить за содержанием ответов, их «эмоциональной окраской»;

• «не говорить сразу со взвинченным, возбужденным человеком».

Конечно, этим дело не ограничивается. В инструкциях есть и четкие процедуры, в том числе для школьной администрации. К примеру, речь идет про:

• порядок поведения сотрудников школы при возникновении конфликтных ситуаций;

• методы поддержки пострадавших учеников;

• устранение последствий травли или насилия.

И все это должно строиться на принципах открытости и мирного решения споров.

Если же советы не сработают — педагог вправе обратиться за помощью в Совет по защите профессиональной чести и достоинства.

Что за Совет такой?

Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов создан в сентябре 2025 года. В него вошли представители Минпросвещения РФ, профсоюзов, федеральных и региональных органов власти, эксперты.

Главная задача совещательного органа — разбор самых сложных споров, которые не удалось решить на местах. Плюс — разработка рекомендаций по защите чести и достоинства учителей.

Актуальна ли тема?

Судя по опросам, тема острая. Осенью Общероссийский профсоюз образования провел опрос почти 50 000 педагогов. Результаты настораживают — 27% респондентов сообщили, что подвергались агрессии со стороны учеников.

При этом многие из опрошенных признались, что не готовы к разбирательствам и не знают, что делать в таких ситуациях.

Советуем к прочтению: Конфликт ребенка с педагогом: кто виноват и что делать?

Фото: freepik.com