Количество предметов для сдачи на ОГЭ может сократиться до двух. Во всяком случае для тех школьников, кто планирует идти в колледж или техникум после 9-го класса. Законопроект с этими нововведениями Госдума рассмотрит уже в феврале.
Но, как обычно, есть нюансы. Если изменения и будут приняты, поначалу они коснутся лишь нескольких регионов. Разберемся подробнее, что же предлагают наши законодатели.
Учтут только обязательные предметы
По сути, парламентарии инициируют пилотный проект. Так, предлагается разрешить выдавать девятиклассникам аттестаты на основании результатов ОГЭ по русскому языку и математике в случаях, если свое будущее они связывают с учебой в колледже. Оставшиеся два предмета для поступления в организации СПО не пригодятся.
Важно! Инициативу планируют претворить в жизнь уже в этом году. Как это будет выглядеть?
В профильном комитете Госдумы пояснили, что проект закона не отменяет экзамены по предметам из вариативного списка. Учащиеся по-прежнему должны определиться с дисциплинами по выбору для сдачи ОГЭ до 1 марта и пройти аттестацию в обычные сроки. Но если результаты по необязательным предметам будут неудовлетворительными, девятиклассникам все равно выдадут аттестаты, с которыми можно будет поступить в колледж.
А вот если учащийся планирует продолжить учебу в 10-м классе, для этого потребуются удовлетворительные оценки за ОГЭ по четырем предметам. Как это и было всегда.
Пилотные регионы
На этапе апробации проекта его предлагают внедрить только в пяти российских регионах — Москва, Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия — Алания, Ростовская и Тюменская области.
Если же идея окажется эффективной, в будущем новые правила могут распространить на всю страну.
Зачем это нужно?
Разработчики проекта объясняют, что обучение по программам СПО предполагает изучение предметов, необходимых для получения востребованных в регионе специальностей. И, чаще всего, это не дисциплины из вариативного перечня ОГЭ. Поэтому имеет смысл учитывать при поступлении результаты аттестации только по обязательным предметам. По мнению депутатов, с внедрением нового подхода большее количество школьников получит аттестаты, а значит и увеличится число абитуриентов в колледжах и техникумов. Конечная цель преобразований еще масштабнее — сокращение дефицита обладателей рабочих специальностей.
«За» и «против»
Как это часто бывает с инициативами в образовательной сфере, мнения экспертов и заинтересованных сторон разделились. Сторонники реализации проекта считают, что он позволит существенно снизить нагрузку на школьников.
«Инициатива может снизить нагрузку и помочь детям сосредоточиться на основных предметах — русском языке и математике, которые являются базовыми. Это особенно актуально в условиях, когда многие ученики испытывают стресс из-за экзаменов», — считает представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей Ксения Бирюлина.
Противники же уверены, что с новым подходом школьники будут уделять внимание только обязательным предметам, другие же дисциплины останутся «за бортом».
«Мы сейчас много говорим о том, что падает мотивация к учебе у школьников. А этим законопроектом, мне кажется, мы как раз усилим падение интереса к изучению предметов. Более того, дети начнут их разделять на главные и второстепенные. Раз второстепенное, то и не нужно учить, и это будет большой проблемой для учителей», — высказывает мнение учитель математики Новосадовской школы «Территория успеха» Юлия Симакова.
На самом деле, на этапе обсуждений очень сложно предсказать, как нововведения отразятся на детях и системе образования в целом. Именно поэтому и предлагают начать с нескольких регионов, а затем проанализировать результаты эксперимента и принять решение о дальнейшей судьбе проекта.
Когда ждать перемен?
Поскольку законопроект разработан группой депутатов из разных фракций, можно предположить, что инициатива имеет довольно широкую поддержку. Тем более, что Рособрнадзор также поддержал идею о реализации пилотного проекта.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что законопроект будет рассмотрен в первоочередном порядке уже в феврале. Соответственно, в случае его принятия, вполне можно ожидать апробации уже на этапе приемной кампании 2025 года.