Назад
13 декабря 2024 г.

«Ребенка как будто подменили»: о нежелании делать домашку в средней школе

«Ребенка как будто подменили»: о нежелании делать домашку в средней школе
Выполнение домашнего задания — это ответственность школьника. Или, как минимум, рутина, которую нужно просто делать. Так думают родители. Но по мере взросления ребенка эта задача смещается в расписании все дальше — и вот уже учащийся средней школы попросту не хочет делать домашку. И теперь это проблема не только школьника, а всей семьи.

Чтобы справиться с этой ситуацией, для начала нужно разобраться в ее причинах. А ведь на каждом этапе обучения они разные. Попробуем разобраться вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн.

Средняя школа: начинаем сначала

Чаще всего с неприятным сюрпризом в виде нежелания делать домашние задания родители сталкиваются с переходом ребенка в среднюю школу.

«Часто я от родителей слышу такую фразу: у нас в начальной школе было все прекрасно, ребенок выполнял домашние задания, но вдруг что-то случилось. Перешли в среднюю школу — и ребенка как будто подменили», — рассказывает психолог.

На самом же деле это закономерная ситуация при переходе на новую ступень обучения. К начальной школе дети уже привыкли, они все знают и живут по определенному распорядку. И вдруг в средней школе ребята внезапно сталкиваются с огромным количеством новых предметов и учителей. Конечно же, сразу справиться с этим они не могут. Тем более, что требования разных педагогов тоже отличаются.

«В средней школе резко сокращается вовлеченность классного руководителя в организацию учебного процесса и личные взаимоотношения. Уходит и регулярный надзор родителей за учебной деятельностью и успеваемостью», — объясняет Кира Гольдштейн.

Ведь за 4 года ребенок, конечно, уже овладел всеми навыками подготовки домашнего задания? А вот и нет.

Родителям – приготовиться

В психологическом плане при переходе ребят в среднюю школу все «обнуляется». А все, чему учили в начальной школе — забывается. Вплоть до умения собирать портфель и так далее. И так начинается процесс общего снижения успеваемости.

Проблемы с успеваемостью на этом этапе ни в коем случае не говорят о том, что у ребенка снижается интеллект или его умственные способности. Скорее, это закономерный этап в учебном процессе. И в моменте ребенку может потребоваться чуть больше внимания со стороны родителей.

«Должен быть небольшой контроль за ребенком, чтобы он не почувствовал себя брошенным. Или что вот теперь началось беззаботное время, неинтересное родителям», — говорит Кира Владимировна.

Внимание на этом этапе особенно важно, поскольку ребенок еще и входит в предподростковый возраст, который характеризуется снижением концентрации.

Как убедить ребенка делать домашку?

Самое главное — продолжайте приучать ребенка к ответственности. Этот процесс должен был начаться задолго до средней школы, сейчас же важно не пускать все на самотек. У школьника должны быть не только какие-то домашние дела, но и ответственность — в первую очередь за уроки. Чтобы дело шло максимально гладко, следуйте простым рекомендациям:

  1. Помогите ребенку привыкнуть к новому расписанию. Составьте удобный распорядок дня вместе, расставив правильные приоритеты. В том числе и в уроках.
  2. Создайте комфортное рабочее место. Важно, чтобы там не было никаких отвлекающих предметов.
  3. Учитывайте потребность в отдыхе. Если вашему ребенку нужны перерывы — не настаивайте на беспрерывной работе.
  4. Не делайте домашнее задание за школьника. Дайте ему возможность получить заслуженную оценку и обратиться за помощью к педагогу.
  5. Если задание скучное или сложное, найдите, чем заинтересовать ребенка. Устройте своего рода квест, например. Или придумайте, как выполнить такую домашку в игровой форме.
  6. Не забывайте про систему поощрений. И речь не про деньги или дорогие подарки. Может, школьник хочет куда-то сходить с вами. И это можно сделать. Например, в конце четверти при хороших результатах учебы.
  7. Всегда будьте на стороне ребенка. Двойка — это не повод сразу устраивать скандал. Сделайте скидку на сложность перехода в среднюю школу.

«Будьте рядом с ребенком, слушайте его и разговаривайте. Поймите, что не только сложности в переходе из начальной школы в среднюю влияют на поведение школьника, но и начинающийся переходный возраст. И это тоже непросто», — напоминает Кира Гольдштейн.

Image by freepik