Назад
19 августа 2025 г.

Регистрация по месту учебы: нужна ли студентам временная прописка?

Регистрация по месту учебы: нужна ли студентам временная прописка?

Содержание

Уже совсем скоро вузы опубликуют списки зачисленных абитуриентов, многим из которых затем придется паковать вещи и ехать учиться в другой город или даже регион. О чем все думают в этот волнительный момент? О расставании с домом, смене окружения, обустройстве в новом жилье...

А вот о необходимости регистрации по новому месту жительства редко кто думает. А зря. Ведь если упустить из виду этот момент, вполне можно лишиться многих социальных благ. И даже заработать штраф.

Кому эта процедура нужна обязательно, а кто обойдется и без формальностей? И как пройти все бюрократические круги с минимальными потерями? Рассказываем в нашем материале.

Когда нужна регистрация?

Если вы переезжаете в другой регион и планируете жить там больше трех месяцев — временную регистрацию оформлять нужно. Правило относится в том числе и к студентам, которые едут учиться вдали от дома.

Исключение составляют случаи, когда человек перемещается в пределах одного субъекта, края, области и так далее. Например, из Ленинградской области в Санкт-Петербург или наоборот.

Также регистрация не нужна тем, кто планирует жить у близких родственников, имеющих регистрацию по месту вашей будущей учебы. Речь идет о родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах.

Во всех остальных случаях придется уделить внимание этому вопросу. И процедура регистрации в разных ситуациях будет отличаться. Разбираемся подробнее.

Регистрация в общежитии вуза

Это самый простой вариант. Если вы поступили в вуз другого региона и получили место в общежитии, большую часть работы за вас сделает администрация образовательной организации.

Вам нужно лишь предоставить пакет документов, после чего университет сам зарегистрирует вас в общежитии в течение трех дней после размещения.

А если снять квартиру?

Здесь уже придется самому позаботиться о регистрации. Если вы сняли квартиру в официальном порядке (с договором, налогами и так далее), то арендодатель обязан предоставить вам временную регистрацию по истечении 90 дней аренды жилья.

Для оформления документов нужно обратиться в миграционную службу или МФЦ. Обязательное условие — присутствие арендатора жилья и собственника (или же наличие нотариального согласия последнего).

Зачем нужна регистрация?

Прежде всего, она нужна для оформления разнообразных социальных услуг по месту жительства.

Например, прикрепиться к поликлинике получится только при наличии временной регистрации. То же самое с получением социальной стипендии и постановкой на учет в военкомате.

А если не регистрироваться?

В этом случае запросто можно схлопотать штраф за отсутствие временной регистрации. В Москве и Питере придется заплатить три-пять тысяч рублей, в других регионах — две-три тысячи.

Кстати, штрафные санкции грозят и собственникам жилья, сдающим его в аренду без оформления регистрации жильцу. И суммы для них на порядок больше.

Как зарегистрироваться?

Есть несколько способов:

• обратиться в подразделение МВД по вопросам миграции;

• в МФЦ по новому месту жительства;

• в УК, к которой относится дом (если там есть паспортный стол);

• подать заявление через портал Госуслуг.

Срок оформления регистрации обычно не превышает семь-десять дней.

Советуем к прочтению: Как сэкономить на учебе: налоговый «кешбэк» и другие лайфхаки

Фото: freepik.com