Миф 1. Онлайн-учеба неэффективна
«Современные дети не могут без технологий, и образование в этом смысле не исключение, — говорит гендиректор «Онлайн-школы №1» Артем Аницоев. — Если раньше для получения знаний надо было пролистать много книг, то сейчас достаточно одного клика, чтобы получить картинку и краткое содержание. Современные дети быстрее приспосабливаются, подстраиваясь под темп информационного потока. Именно поэтому во всем мире наблюдается тренд на мультиформатное обучение, флагманом которого выступают онлайн-школы. Они активно внедряют новые технологии и форматы, открывая перед школьниками больше возможностей. А это, в свою очередь, приводит к высоким результатам».
Мультиформатное обучение совмещает разные инструменты: видео, интерактивные учебники, аудиоподкасты, тесты-тренажеры. При этом, например, в «Онлайн-школе №1», победителе конкурса «Сто лучших школ России» в номинации «Лучшая школа дистанционного обучения» в 2019 году, резиденте «Сколково», обязательно участие каждого ученика на уроке, с включенной камерой и устными ответами. Все это позволяет разным детям усвоить материал наиболее подходящим для каждого способом.
Но одних возможностей для учебы мало, нужна еще мотивация. Если знать, что и в каком возрасте мотивирует, и поработать над целями с каждым учеником, то проблем не возникает. «Бывает, родитель уверен: у ребенка нет мотивации к учебе, — рассказывает Артем Аницоев. — А на самом деле у ученика не было мотивации рано вставать, чтобы идти в школу. Переходя в онлайн, он перестает воспринимать учебу как каторгу, тогда и проявляется мотивация».
В онлайн-школе у каждого ребенка есть куратор, который помогает ему с самоорганизацией и следит за его учебными успехами. Несмотря на то что на платформе у ученика есть вся информация, куратор может напомнить ему о домашнем задании, а также собирает обратную связь от учителей и присылает родителям отчеты об успеваемости.
Регулярные срезы знаний позволяют отслеживать прогресс учеников и корректировать процесс обучения для каждого. Каков результат? В 2022 году ученики «Онлайн-школы №1» сдали ЕГЭ лучше, чем в среднем по стране. Так, средний балл по русскому языку составил 70,5 против 68,3 по России. При этом одна из выпускниц сдала экзамен на 100 баллов, еще несколько человек — на 98 баллов.
Миф 2. В онлайне нет хороших педагогов
Ради хороших учителей многие родители готовы возить детей на другой конец города. «В онлайн-школах часто преподают выпускники лучших вузов России, которых не всегда можно найти не только в ближайшей школе, но и в небольшом городе», — говорит Наталья Царевская-Дякина, руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково».
В «Онлайн-школу №1», например, на собеседование попадают педагоги только с профильным высшим образованием и опытом работы в школе от четырех лет. Но это далеко не все требования к кандидатам. Прошедших скайп-собеседование приглашают провести онлайн-урок для методистов, учителей и других школьных специалистов. «Задача учителя — за 45 минут раскрыть для нас тему, решить с нами задачи, поиграть и закрепить информацию, — говорит гендиректор школы Артем Аницоев. — Мы обращаем внимание на поведение учителя, на структуру урока, на подачу, визуализацию и множество других моментов. Этот этап собеседования проходят только лучшие».
Но и это еще не все. Во время испытательного срока учителя смотрят лекции школьных методистов и выполняют тесты. Ведь для того, чтобы заинтересовать детей онлайн, педагог должен максимально хорошо структурировать урок, научиться работать голосом не хуже актера и освоить новые онлайн-инструменты.
Тратить столько усилий на переход в онлайн готовы только самые мотивированные. По опыту «Онлайн-школы №1», в интернет-образование из очной школы уходят преимущественно те, кто хочет развиваться в своей профессии. «В средней школе учителя с утра до вечера, а иногда и по субботам участвуют в мероприятиях, — объясняет Артем Аницоев. — В онлайн-школе их привлекает возможность выстроить свой график и избавиться от бюрократической нагрузки, а также финансовый и профессиональный рост».
Миф 3. Онлайн-учеба вредит здоровью
Главный вред ребенку несет долгое сидение, неважно, за партой или компьютером. Особенно неправильное. «За осанкой наших учеников следят родители, но мы беседуем и с родителями, и с детьми на эту тему, — говорит Артем Аницоев. —* Кроме того, на наших уроках физкультуры в начальной школе много упражнений на осанку и укрепление мышц спины*».
Активные перемены в онлайн-школе не предусмотрены, но между уроками бывает зарядка. А главное — в онлайне меньше уроков. Удаленное обучение предполагает, что ученики получают знания не только на уроках, но и на практике, и в самостоятельном углубленном изучении предметов. «Если в классической школе ежедневно 6–7 уроков, то в онлайне — 4–5, — говорит Артем Аницоев. — То есть ребенку приходиться меньше сидеть на уроках, освобождая время для других активностей. Снижение урочной нагрузки достигается благодаря наличию платформы, на которую вынесены все самостоятельные и контрольные работы. Наши преподаватели не тратят время на обсуждение школьных конфликтов и организационных вопросов: конфликтов у нас нет, а всю организацию учебного процесса берут на себя кураторы. Онлайн-образование кратно увеличивает возможности ученика в получении и применении знаний, убирая из процесса обучения основную нагрузку школы — места социальной передержки ребенка».
По словам эксперта, онлайн-обучение часто выбирают семьи детей-спортсменов, детей-артистов и просто одаренных детей, которые ведут активную жизнь вне школы.
Еще одна тревожная для родителей тема — влияние монитора на зрение. При грамотном режиме пользования — ограниченные часы с регулярной зарядкой для глаз, правильной настройкой монитора и организацией рабочего места — компьютер не вредит зрению. Организовать этот режим, конечно, задача родителей, но школа в этом тоже помогает. «Боязнь онлайна обычно вызвана не реальными последствиями, а косностью мышления: хорошее образование — то, как учили нас, все другие варианты плохи, — считает Наталья Царевская-Дякина. — Но если iPhone появился в этом мире раньше ребенка, если интернет и гаджеты с ребенком с рождения, то лучше использовать эту часть его жизни во благо, для образования».
Миф 4. Онлайн-школа не работает по ФГОС и не дает аттестат государственного образца
Одно из требований ФГОС — гибкость учебного процесса. Онлайн дает максимальные возможности для персонализации образования и развития гибких навыков. «С каждым учеником мы обсуждаем его потребности и склонности и решаем, как мы можем помочь раскрыть их, — говорит Артем Аницоев. — Исходя из этого мы выстраиваем учебный план». Например, пятиклассник может по всем предметам учиться в своей параллели, а любимую физику изучать вместе с 7-м классом и даже аттестоваться. И наоборот: если у ребенка какой-то предмет вызывает трудности, в его учебном плане появляются дополнительные занятия. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ старшеклассники выбирают предметы, которые требуют усиленной подготовки, и школа тоже организует дополнительные занятия.
Составить индивидуальный учебный план ученику помогает куратор, предварительно выяснив образовательные цели каждого ученика. Такой гибкий подход позволяет добиться высоких образовательных результатов.
Ученики «Онлайн-школы №1» получают аттестат государственного образца на тех же условиях, что и ученики очной школы. По российскому законодательству, аттестаты сегодня могут выдавать только школы классического образца после очной итоговой аттестации. Ученики «Онлайн-школы» могут сдать экзамены в одной из партнерских школ их учебного заведения: их более 10 в разных городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Но списком партнерской сети ограничиваться необязательно: родители могут выбрать любую другую школу.
Миф 5. Онлайн-обучение лишает социализации
В очной школе общение со сверстниками обычно происходит вне ее стен, считает Наталья Царевская-Дякина. «На переменах школьникам хватает времени фактически на то, чтобы перейти из класса в класс. Общение происходит в чатах класса, на прогулках после уроков с одноклассниками и соседями по району, — отмечает эксперт. — Онлайн как раз позволяет освободить время для прогулок с друзьями. А специальные часы свободного общения в онлайн-школе еще и дают возможность детям из разных городов и разных семей рассказывать о своей жизни и узнавать о чужой, расширяя кругозор и развиваясь».
В онлайн-школе социализации уделяют много внимания. При приеме в онлайн-школу специалисты беседуют с родителями, рекомендуя им активнее организовывать живое общение со сверстниками в кружках, секциях или других местах. При этом в самой школе работает целый отдел социализации. Например, для учеников начальных классов школа проводит бесплатные дополнительные занятия по шахматам, компьютерной грамотности и другим предметам. «Мы гордимся внеурочной деятельностью, потому что дети получают благодаря ей нужные навыки, — говорит Артем Аницоев. — На игровых часах, например, младшеклассники делают поделки и проходят квесты, а на уроках музыки могут поиграть в «Угадай мелодию». У них есть возможность пообщаться друг с другом на заданную тему и небольшая свобода действий: решат спеть вместе — пожалуйста».
В старшей школе, кроме внеурочных занятий, научно-популярных лекций и встреч с экспертами, есть литературный и кулинарный клубы — они созданы для общения детей на объединяющие их темы.
Если ребенок когда-то столкнулся с буллингом в обычной школе, ему может быть сложно не только записаться в клуб, но даже отвечать на уроках. Тогда ему помогает психолог. Этот специалист работает со всеми школьниками и их родителями, помогая справиться с разными трудностями — от проблем с адаптацией к онлайну до тайм-менеджмента. «У нашего психолога есть образование профориентолога, поэтому он помогает определить склонности школьника и выбрать будущую профессию ученикам 8–11-х классов, — отмечает Артем Аницоев. — Все это работает не только на сегодняшнюю, но и на будущую социализацию наших детей».
В «Онлайн-школе №1» учится более 5000 детей ежегодно. Присоединиться к ним, как и в классической школе, можно в течение всего учебного года. Пробная неделя бесплатна.
Источник: Forbes