Сегодня право учить школьников имеют только студенты педагогических вузов начиная с четвертого курса. Но учителей катастрофически не хватает.
Новая инициатива поможет решить кадровый вопрос, особенно в части нехватки педагогов естественно-научных и технических предметов.
Разбираемся, как это может выглядеть на практике.
В чем суть идеи?
Новые поправки в законодательство разрешают школам нанимать студентов на вакантные места педагогов.
Важное условие — кандидат должен иметь за плечами минимум три курса учебы в вузе и пройти специальную педагогическую подготовку. При этом старшекурсники смогут учить детей только по своему профилю.
«По действующим правилам начиная с четвертого курса преподавать в школах могут лишь студенты, обучающиеся в вузах по направлениям подготовки, относящимся к «Образованию и педагогическим наукам» (то есть будущие педагоги).
Тем же, кто учится на непрофильных направлениях, но хочет работать учителем, нужно завершить обучение в вузе. Реализация указанной нормы будет способствовать сокращению дефицита учителей в школах, а также расширит возможности трудоустройства молодежи во время обучения в вузах с пользой для общества и государства», — уверены авторы законопроекта.
По данным Минпросвещения, дефицит педагогических кадров сегодня достигает 18,7 тысячи человек. Но реальная картина может быть еще хуже, ведь статистика учитывает лишь «ставки», а не живых людей. А если посчитать педагогов, которые совмещают сразу несколько ставок? Статистика будет еще более пугающей.
В этой связи неудивительно, что государство рассматривает любые возможности, которые позволят закрыть кадровые потребности школ и СПО. Но сработает ли идея? Посмотрим, что думают эксперты.
Всех в школы: «за» и «против»
Если говорить о преимуществах инициативы, уровень подготовки студентов профильных непедагогических направлений часто выше, чем у будущих учителей. А значит, они смогут дать детям больше знаний.
«Педагогическое образование не так привлекательно и на него идут ребята с меньшей мотивацией и более низкими баллами ЕГЭ, а соответственно, с более слабой базовой подготовкой, чем на непедагогические профильные специальности », — считает ректор Камчатского госуниверситета им. Витуса Беринга Ольга Ребковец.
Не секрет, что ребята с высокими баллами ЕГЭ редко идут в педагогические вузы. Ведь зачем становиться учителем информатики, если можно работать непосредственно в IT? Вот и получается, что на педагогические направления поступают абитуриенты с более низким уровнем подготовки. А потом они же учат детей в школах.
«Если будущие айтишники, биологи или геологи пойдут преподавать в школу, то на выходе мы получим педагогов с более глубокими компетенциями в той или иной предметной области», — объясняет Ребковец.
Но здесь есть важный нюанс. Знания в предметной области — это лишь часть успеха. Не менее важны педагогические навыки. А значит, студентам — не педагогам в любом случае придется проходить переподготовку. Да и работать без наставников на первых порах не получится.
Следующий плюс — возможно, некоторые из старшекурсников, попробовавшие себя в преподавании, решат и дальше работать в образовании.
«Они приходят в том числе и к нам в институт с запросом дополнить их сильные предметные компетенции знаниями в области педагогики и навыками взаимодействия с детьми. Таким образом мы получаем дополнительную воронку для входа в учительскую профессию, даже если изначально студенты выбрали какое-то другое направление», — говорит директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Вот только не факт, что при существующем уровне зарплат и нагрузки молодые специалисты решат связать свою жизнь со школой. Если система мотивации останется прежней, скорее всего после получения диплома большинство предпочтет уйти работать по основному профилю.
Коротко о главном
Допуск старшекурсников непедагогических направлений к преподаванию может дать хороший эффект, но больше в краткосрочной перспективе. Да, это поможет закрыть дефицит кадров в моменте, привлечь молодежь в школы, но вот удержать — вряд ли.
Многие эксперты сходятся во мнении, что на старте инициатива будет полезна всем участникам: школы получат кадры, а студенты — дополнительные компетенции и заработок. Но параллельно государству все же придется решать вопрос с достойной оплатой труда и условиями работы для педагогов. Без этих шагов никакие меры не позволят сократить нехватку специалистов на долгосрочную перспективу.
Рекомендуем к прочтению: Целевое обучение – 2025: новые правила и новые возможности
Фото: freepik.com