Назад
1 октября 2025 г.

Только бумага: в российских школах не будут вводить электронные учебники

Только бумага: в российских школах не будут вводить электронные учебники

Содержание

Российские школьники будут и дальше учиться по традиционным бумажным учебникам. О замене их электронными аналогами не может быть и речи, заявили в Минпросвещения

Учебники только бумажные

И не потому, что Россия не в тренде. Просто традиционные учебники — это важная часть гармоничного развития личности. Об этом заявил замминистра просвещения РФ Александр Бугаев на Всемирном фестивале молодежи.

«Мы не будем применять в школах, например, электронный учебник. Потому что бумажный учебник формирует мировоззрение, он формирует развитие ребенка, в том числе и головного мозга. Конечно, наши учебники останутся бумажными», — подчеркнул чиновник. Ничто не заменит и живое общение между учеником и педагогом, добавил Бугаев.

«Это не просто общение, это еще и передача опыта, знаний от человека к человеку», — объяснил замминистра.

Почему не электронные?

Конечно, цифровые учебные материалы дают кучу преимуществ: не нужно носить кучу тяжелых учебников, больше интерактива, доступ из любой точки пространства. Но при этом всем «переход в цифру» имеет один огромный недостаток — снижение качества усвоения информации. И это доказанный факт.

Например, в Швеции к 2021 году почти вся система образования перешла на электронные средства учебы. Вплоть до планшетов в детских садах. А уже через несколько лет власти начали бить тревогу: доля детей, имеющих трудности с чтением, за пять лет выросла сразу на 5%, а общий уровень понимания информации упал с «высокого» до «среднего».

«Существуют четкие научные доказательства того, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают обучение. Мы считаем, что следует вернуться к получению знаний с помощью печатных учебников и опыта учителей, а не к получению знаний из цифровых источников», — объяснили в Каролинском институте Швеции.

Итог такой повальной цифровизации — в 2023 году страна начала обратный переход на бумажные учебники.

К похожим выводам пришли и норвежские ученые. По результатам их исследований, качество усвоения информации при чтении с бумажного носителя оказалось выше, чем при использовании электронных устройств.

То же самое и с письмом — когда дети пишут от руки, а не только печатают, это лучше влияет на их когнитивные навыки (концентрация внимания, запоминание и так далее).

Какой из этого можно сделать вывод? Цифровизация делает учебный процесс комфортнее и проще. Но при этом важно соблюдать баланс между электронными форматами и классическими. Только в этом случае технологии будут приносить пользу без угрозы качеству образования и общему развитию детей.

Цифровизация не отменяется

Учебники и педагоги электронными не станут — это факт. А вот общую цифровизацию самого учебного процесса никто не отменяет. Более того, всевозможные электронные сервисы, которые делают учебу удобнее, в России развиваются впечатляющими темпами.

«Мы не чужды современности: существует государственная информационная система „Моя школа“, электронные дневники и другие сопутствующие и помогающие образовательному процессу инструменты», — объяснил Александр Бугаев.

Но электронные устройства в любом случае останутся лишь вспомогательным средством в учебе.

Советуем к прочтению: Как учить, чтобы запомнить: рабочие техники запоминания информации

Фото: freepik.com