О чем речь?
По данным исследований и опросов, уже в первом классе дети тратят на учебу до 47 часов в неделю. Это больше стандартной рабочей недели. В эти часы входят школьные занятия, работа над домашними заданиями, внеурочка и всевозможные дополнительные кружки и секции. В итоге младшеклассники остаются без живого общения, да и вообще без сил. А ведь к старшей школе ситуация станет еще хуже.
Вопрос учебной нагрузки в последнее время обсуждают на всех уровнях: депутаты и министры, педагоги и эксперты, сами школьники и их родители. В высоких кабинетах уже даже разработали несколько вариантов реформ, которые помогут облегчить жизнь школьникам.
А пока все ждут перемен, свое веское слово решили сказать и ученые. И вот что из этого вышло.
Больше знаний – больше стресса
Института развития ребенка, который находится в ведении Минпросвещения, провел интересное исследование. В ходе эксперимента ученые следили за состоянием сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем первоклашек во время занятий и после них.
Вердикт исследователей неутешителен: у 40% учащихся первого года к пятнице фиксируется заметный рост уровня кортизола — он же гормон стресса. А еще ученые выяснили, что адаптация к школе тяжело дается большинству первоклассников.
Посмотрим на цифры:
- 10% детей в начале учебного года имеют низкую мотивацию к учебе;
- 25% первоклашек испытывают сложности с адаптацией к процессу;
- 24% вчерашних детсадовцев начинают избегать общения с другими детьми и замыкаются в себе;
- у 20% первоклассников повышается уровень тревожности;
- примерно 30% детей испытывают боязнь отвечать педагогу.
И немного теории про адаптацию к школе. Принято считать, что этот процесс проходит в три этапа:
- Ориентировочный (2-3 недели от начала школы). В это время ребенок только осваивается, начиная психологически и физиологически реагировать на новые условия.
- Нестойкое приспособление (4-6 недель). На этом этапе школьник учится реагировать на новые требования и условия, осваивается в общении со сверстниками и педагогами.
- Устойчивое приспособление (6-8 недель). Здесь уже ребенок знает, как ему реагировать на учебу и новое окружение.
«Взрослым очень важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь», — резюмировал заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.
Что может помочь?
Ответ прост: сбалансированная учебная нагрузка. А вот достичь этого непросто. Хотя ученые даже подсказывают, как лучше организовать учебный процесс.
Известный факт — продуктивность человека не одинакова на протяжении недели. И эти знания можно использовать при распределении учебной нагрузки.
«В недельной динамике умственной работоспособности детей оптимальные значения показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду. То есть рост мы наблюдали от понедельника к среде, а далее, к пятнице, шло снижение активности», — объяснила ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Параничева.
Справедливости ради, эту информацию уже взяли на вооружение в профильных ведомствах. И к сентябрю обещают переход всех школ на единое расписание — систему, которая будет учитывать уровни сложности предметов, детские биоритмы и даже нормы СанПиН в части допустимого времени на домашку.
Кстати, все эти нормы давно известны. Так, первоклашки должны тратить на домашку не более 1 часа в день, ученики 2-3 классов — не более 1,5 часа, а четвероклассники — не больше 2 часов. Осталось только дождаться, когда школы начнут соблюдать правила не только на бумаге.
