Назад
29 января 2025 г.

Уроки, домашка или кружки: чем пожертвуют, чтобы разгрузить школьников?

Уроки, домашка или кружки: чем пожертвуют, чтобы разгрузить школьников?
О высокой нагрузке на школьников в последнее время говорят часто. Сегодня эту тему уже обсуждают не только учителя и родители, но и эксперты, депутаты и так далее. Не так давно еще казалось, что решение проблемы простое — сократить количество уроков. Но и тут мнения разделились.

В педагогических кругах все чаще можно услышать, что снижение числа уроков — это чисто формальный подход, который не изменит ситуацию. А что же предлагают делать? Попробуем разобраться.

Почему меньше уроков – не выход

Просто так убрать уроки не получится, ведь программы разработаны и утверждены. Такого мнения придерживается, к примеру, директор одной из школ Астрахани Ангелина Рябинина.

То есть количество материала, который нужно усвоить, останется прежним. Это значит, что придется либо делать уроки еще более насыщенными (куда уж больше), либо часть материала останется на самостоятельное изучение.

Свободного времени школьникам это уж точно не добавит, а вот на успеваемости может отразиться плохо.

А если убрать игры и секции?

Часть экспертов высказывает мнение, что современные школьники устают не столько от занятий, сколько от секций, кружков и интернета

«Поверьте, телефон, игры, видео и т.д., — у многих детей это нагрузка чуть ли не номер один, а потом уже школа, уроки. Это первый вопрос. Второй — и он больше к родителям младшеклассников: если ребенок учится в начальной школе, зачем ему каждый день кружки?» — говорит кризисный психолог Светлана Балабан.

Пожалуй, очень спорный вопрос. Ведь хобби и дополнительные навыки еще никому не вредили. Да и отмена кружков никак не повлияет на тот факт, что даже у младших школьников на занятия уходит порядка 47 часов в неделю. Об этом говорят данные исследований.

Может, сократить домашку?

Зайти со стороны домашних заданий — еще один вариант решения проблемы высокой нагрузки. Педагоги признают: учебный процесс сегодня действительно сложный и интенсивный.

Обычно ребенок приходит из школы уже уставшим. А тут еще нужно делать непомерно большие домашние задания.

«Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 — 2,5 часа, в 9-11 классах — 3,5 часа. Даже с учетом внеурочной деятельности и дополнительного образования у ребят достаточно времени для отдыха — от 4 до 6 часов в день», — считает директор подольской школы № 18 Корастылева Елена.

Сокращение объемов домашних заданий — не самая плохая идея, пожалуй. Тем более, что об этом уже говорил даже российский президент.

Коротко о главном

Перегруженный учебный процесс — это уже общепризнанная проблема. Вариантов ее решения озвучивается множество: это и сокращение уроков, и снижение объемов домашних заданий, и отказ от дополнительного образования. Возможны и комплексные меры.

Пока сложно сказать, как именно на уровне государства будут снижать нагрузку на школьников. Ясно одно — делать это точно будут. По словам Председателя Госдумы Вячеслава Володина, вопрос будет одним из приоритетных в 2025 году. Решать его планируют во взаимодействии с правительством, общественностью и всеми заинтересованными сторонами. Пока же каждый может высказать свое мнение на площадках для обсуждений.

Image by gpointstudio on Freepik