Назад
17 декабря 2024 г.

Уроков может стать меньше: в Госдуме предложили вариант снижения нагрузки на школьников

Уроков может стать меньше: в Госдуме предложили вариант снижения нагрузки на школьников
Сокращение числа уроков в день могло бы снизить чрезмерную нагрузку на школьников. И сделать это можно без ущерба для общего качества образования. Такое мнение высказала зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

Как это часто бывает, предложение Лантаровой дало новый импульс дискуссии о том, действительно ли нагрузка на современных школьников такая неподъемная.

Не так давно проблему в своем телеграмм-канале поднял Председатель Госдумы Вячеслав Володин. В последовавшем за этим общественном обсуждении большинство согласилось с чиновником, что школа сегодня не оставляет детям места для других занятий. Хотя, нашлись и те, кто считает большую загруженность учащихся мифом.

Так что же конкретно предлагает зампред профильного комитета?

Меньше уроков – лучше здоровье

По мнению Яны Лантаровой, современная школьная программа ориентирована в основном на академические достижения. Речь о том, что количество часов, уделенных предмету, и отметки школьников сегодня стали важнее, чем их физическое и эмоциональное здоровье. Как результат — такой подход ведет только к хронической усталости и стрессу. И с этим трудно поспорить, ведь учебный план с каждым годом только усложняется, а домашние задания становятся все объемнее. Для решения проблемы депутат предлагает серьезно обновить учебные программы.

«Во-первых, нужно оптимизировать учебные планы так, чтобы они учитывали возрастные особенности детей и их физиологические потребности. Например, сокращение количества уроков в день может снизить нагрузку без ущерба для качества знаний», — объясняет Лантратова.

Больше внеучебной деятельности

Второй пункт инициативы — создание условий для занятий спортом, творчеством, участия во всевозможных секциях и кружках дополнительного образования.

По словам Лантаровой, наряду с сокращением количества уроков школам стоит уделять больше внимания внеучебной деятельности, чтобы дети могли развивать свои способности и лучше адаптироваться в социуме.

Домашку тоже нужно сокращать

В этом вопросе зампред профильного комитета выступает за изменение подходов к самой практике заданий на дом. А именно, домашние задания должны помогать учащимся закреплять пройденный материал вместо механического выполнения километровых задач.

А еще Лантарова предлагает добавить индивидуальности — то есть дать школьникам больше выбора между темами и форматами работы.

Стрессу в школах не место

Ни для кого не секрет, что в атмосфере погони за оценками и нагнетания обстановки любая аттестация — это стресс для школьников. Не говоря уже про ОГЭ и ЕГЭ, подготовка к которым нередко заканчивается нервными срывами у детей и другими неприятностями.

В связи с этим Яна Лантарова предлагает использовать в школах практики, которые помогут детям меньше волноваться перед контрольными и экзаменами.

«Это могут быть специальные тренинги по управлению временем и стрессом, а также консультации психологов», — считает депутат.

Коротко о главном

Современная школа зачастую устраивает детям бесконечные гонки за успеваемостью. И нагрузка сегодня достигла таких масштабов, что не замечать ее не могут уже и на самом высоком уровне.

Примерно 70-80% детей устают от учебы — такие данные приводил спикер нижней палаты парламента. Из числа родителей обеспокоенность выразили примерно столько же опрошенных. То есть подавляющее большинство.

Общественная дискуссия по этому поводу запущена, и сегодня мы видим уже первые конкретные предложения по снижению нагрузки на школьников. Конечно, это лишь первые шаги, требующие глобальных исследований и проработки. Но радует, что тема хотя бы остается на повестке дня. Возможно, уже в ближайшем будущем детям станет пусть немного, но все же легче. А сами они будут здоровее и счастливее.

Image by freepik