Насколько реализуемы такие инициативы и к чему готовиться — попробуем разобраться в этой статье.
Идея или уже решение?
Вернуть отметки за поведение не так давно предложил муниципальный депутат Санкт-Петербурга Михаил Ветров. По его мнению, современная российская школа возвращает себе функцию воспитания, а значит результаты этой работы тоже должны оцениваться.
При этом в общую оценку поведения депутат предлагает включить такие критерии, как внешний вид, посещаемость, вежливость и тому подобное.
Казалось бы, не стоит даже всерьез размышлять о таких перспективах из-за одного мнения, но идея звучала и раньше. Например, в Совете по правам человека вообще предложили не допускать к ОГЭ и ЕГЭ тех учащихся, чье поведение нельзя назвать прилежным. Более того, в Минпросвещения саму концепцию оценили положительно, но при условии выработки четких критериев оценивания поведения.
За и против
Депутаты и другие сторонники возрождения практики считают, что отметки по поведению «охладят пыл» школьных хулиганов и укрепят педагогические традиции в целом.
Со стороны родителей же звучат в основном опасения. Не станут ли педагоги портить детям аттестат из личной неприязни или предвзятости? Ведь в отсутствие четких критериев такая ситуация вполне возможна. Да и вообще многие считают практику пережитком прошлого.
Разделились и мнения учителей. Некоторые педагоги, к примеру, опасаются, как бы нововведение не привело лишь к дополнительной бюрократизации и лишней отчетности.
Эксперты же отмечают, что оценки по поведению могут негативно повлиять на средний балл аттестата и перспективы дальнейшего обучения в принципе. В этом плане особенно уязвимы девятиклассники, которые поступают в колледжи и техникумы. При поступлении в вузы тоже оцениваются только знания абитуриента, а не его поведение. Да и как вообще учесть прилежание в том же ЕГЭ? Пока вопросов больше, чем ответов.
К чему готовиться?
Очевидно, что в ближайшее время ждать кардинальных перемен не стоит. Пока речь идет только об идеях, не подкрепленных результатами исследований и конкретными методическими рекомендациями.
Но все же вероятность возрождения практики существует. И сегодня этот вопрос активно обсуждается как в родительском и педагогическом сообществах, так и в высоких кабинетах.
Конечно же, при принятии решения будут учтены мнения всех сторон, ведь главное — не допустить перегибов и несправедливости. Тем не менее, школьникам уже сегодня было бы неплохо задуматься о своих поступках и их последствиях, чтобы в будущем возможный «неуд» за поведение в аттестате не стал препятствием для поступления в вуз или колледж.