Что же подталкивает малышей к всему новому и неизведанному? Отвечаем: все дело в такой черте, как детская любознательность.
Некоторым родителям неиссякаемый интерес ребенка может казаться не слишком важным или заслуживающим внимания. А между тем несформированность таких качеств, как любознательность и пытливость ума, может привести к серьезным проблемам в будущем.
Поэтому сегодня с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн говорим о том, что такое детская любознательность и как развивать ее в игре и других видах деятельности.
Любознательность: что это и как она выглядит?
«Любознательность — это природное качество человека, которое основано на познавательном интересе. Стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям тоже говорит о любознательности. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность», — объясняет психолог.
Тот самый вопрос «А это что?» — самая яркая характеристика любознательности и процесса познания мира. И когда малыш начинает говорить, начинают развиваться и его познавательные интересы. Это выражается в стремлении к самостоятельности, желании походить на взрослых и тяге к все новым знаниям.
На этом этапе любознательность становится особенно заметной (что уж там, порою даже надоедливой). Почему листья зеленые? Почему солнце светит? Почему снег тает? А радуга — что это? И так далее до бесконечности. Не зря же этот период называют возрастом «почемучек».
А теперь самое главное: это качество нужно еще и развивать. Разбираемся, как и зачем это делать.
Что делать родителям: общие рекомендации
Первое, что нужно делать — действовать на уровне эмоций, чувств и настроений. А уже потом прибегать к развивающим играм и упражнениям, о которых мы поговорим подробнее чуть ниже. О чем речь?
«В этом плане на любознательность влияет деятельная поддержка эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий. Что это? Это удивление, это радость, это восторг, это может быть живой интерес», — поясняет Кира Владимировна.
Не менее важно уделять относиться с внимание к вопросам «почемучек». Не знаете как ответить? Подумайте, а потом вернитесь к этой теме. Или поищите ответ вместе с ребенком. Такая совместная деятельность очень хорошо влияет на развитие познавательной активности дошкольников.
Следующий момент — родительский пример. Когда взрослые радуются даже самым незначительным открытиям, дети проникаются этим чувством и вдохновляются. Проводите интересные эксперименты — например, выращивайте цветы или овощи. Тем более, что в магазинах сегодня можно купить готовые наборы практически для любых опытов.
А еще — не забывайте хвалить дошкольника. Отмечайте его достижения словами, заведите альбом с фотографиями или блокнот для детских рисунков, найдите место для поделок малыша.
«Они потом уйдут, но на сегодняшний день они, безусловно, очень важны», — подчеркивает специалист.
Любознательность в домашних условиях
Родители часто спрашивают: какие условия для развития любознательности можно создать в домашней обстановке?
«Самое главное — не ограничивайте исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечьте безопасность для его деятельности, так как дошколенок старается получать новые впечатления везде, где только можно. В ход идут столы, стулья, предметы мебели и все, что попадается под руку», — отвечает Кира Владимировна.
Всё безопасно? А теперь начинайте предлагать ребенку самые разные варианты действий. Например, игры с неожиданными предметами: кухонные принадлежности, инструменты, игрушки и любая мелочь — в общем все, на что только хватит фантазии.
Важно! Детская игра — главный способ освоения мира. На этом стоит остановиться подробнее.
Игра как способ познания
«Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых. И, безусловно, игра увлекает его, как ничто другое. С другой стороны, игра — это способ познания ребенком мира и движущая сила его развития», — говорит психолог.
Игры бывают разные — это факт. Но все они имеют и общие черты:
• это действия в мнимой ситуации, которые позволяют символично воспроизводить элементы реальности;
• смысл игры — в самом процессе, а не во внешних результатах;
• многие игры воссоздают отношения между людьми и помогают ребенку лучше вникнуть в особенности межличностного взаимодействия.
В дошкольном возрасте ребенок уже стремится приобщиться к жизни взрослых. И сделать это он может как раз через игру. Именно в этом формате малыш имеет возможность примерить на себя роль взрослого, воспроизвести его действия и осознать свое место среди окружающих.
Сюжетные и ролевые игры
Это всевозможные игры в профессию или игры, в которых малыш может попробовать себя в той или иной деятельности.
«С одной стороны, он воспроизводит в играх действия с предметами. Например, водит машину, строит дом, стреляет из пистолета. Это сюжетные игры. А с другой стороны — он переживает и демонстрирует взаимоотношения людей. „Магазин“, те же „Дочки-матери“ — все это ролевые игры», — рассказывает Кира Владимировна.
При этом от игры не требуется какого-то результата в виде материального продукта, ведь все потребности ребенка закрывают родители.
Главный итог игры — продукт психологический, когда малыш получает новый опыт и стимулы к дальнейшему развитию. Таким образом, ролевая игра — важнейший двигатель развития ребенка.
Важно! Иногда родители, желающие воспитать вундеркинда, стремятся как можно раньше приобщить ребенка к учебе. Для этого они забивают расписание малыша всевозможными занятиями, не оставляя времени на игры. Так вот: этот подход сильно тормозит развитие ребенка. В лучшем случае оно становится дисгармоничным, в худшем — у малыша может случиться нервный срыв, появятся проблемы с поведением и навязчивые страхи. И потом эти проблемы придется разбирать уже со специалистом.
Чем полезны игры?
Все просто: игры — это лучший способ развивать познавательные процессы. Внимание, память, мышление и воображение — все это активизируется во время игр. И это не просто слова, а доказанный факт.
На этот счет даже есть интересные эксперименты, в которых сравниваются особенности произвольной и непроизвольной памяти школьников. В первом случае ребенку дают несколько предметов и просят запомнить их. Во втором — просто дают возможность поиграть с теми же вещами.
Результат весьма показателен: за одинаковое время малыши из второй группы усваивают почти вдвое больше информации. Хотя такая задача им даже не ставилась.
«В игре ребенок впервые начинает получать радость от того, что он действительно действует по правилам. Игра — это отнюдь не полный мир свободы и произвольности. Ребенок в ней ограничен взятой на себя ролью или правилами игры. И это, пожалуй, единственная ситуация, в которой он получает положительные эмоции от того, что подчиняет свое поведение внешним требованиям и ограничениям, а не действует так, как ему заблагорассудится», — объясняет Кира Гольдштейн.
Есть и другое преимущество игрового формата. Например, некоторые игры развивают критическое мышление — учат ограничивать свою точку зрения или отделять ее от чужой. Ребенок может почувствовать себя на месте другого человека, соотнести разные мнения.
Важно! Игры могут выполнять психотерапевтическую функцию. Речь о выбросе отрицательных эмоций или удовлетворении потребности в поддержке и защите.
Творчество как стимул любознательности
Развивать познавательные процессы можно и через творчество. Речь о таких занятиях, как лепка, рисование, аппликация и так далее. Причем использовать можно практически любые материалы, которые есть под рукой — те же камешки, песок, крупа.
Как вариант — можно привлекать малыша к обычным домашним делам. Лепите пельмени и пеките булочки, поощряйте ребенка украшать их.
И не забывайте про создание творческой атмосферы дома. Например, можно оборудовать комнату малыша так, чтобы окружающая обстановка пробуждала фантазию. Поставьте необычный ночник или повесьте шторы, напоминающие декорации.
«Еще раз хочу акцентировать ваше внимание: чтобы развивать любознательность ваших дошколят, нужно использовать все моменты повседневной жизни. А для расширения объема знаний стоит побуждать дошколят задавать вопросы и вместе с ними искать ответы», — подчеркивает психолог.
Упражнения на любознательность
А теперь поговорим о простых, но очень эффективных упражнениях, развивающих любознательность и стремление к познанию у дошкольника. Кстати, прибегать к ним можно в любой ситуации — дома, на прогулке, в транспорте и так далее.
1. Цепочка вопросов. Придумайте интересную темы и начните выстраивать логическую цепочку вопросов. Зачем нужна одежда? Какой она бывает? Из чего шьют одежду? Во что одевались люди до изобретения ткани? А как сшить одежду из шкур? Тем самым вы учите малыша логике. Пусть отвечает на вопросы, пока может это сделать, вы же помогайте наводящими предложениями.
2. Старые предметы. Собираетесь выбрасывать ненужные вещи? Повремените. Сначала предложите ребенку придумать, как можно еще раз использовать какие-то предметы в быту.
3. «Я в зеркале». Предложите ребенку нарисовать себя в трех зеркалах: голубым цветом пусть изобразит себя в настоящем, зеленым — в прошлом, красным — в будущем. А затем обсудите, что он чувствовал в процессе. Какие эмоции были? В каком времени изобразить себя было легче или сложнее? Кстати, не выбрасывайте эти рисунки, лучше собирайте в отдельную папку. Так в будущем вы сможете проследить, как изменяются познавательные способности малыша.
Любознательность в повседневности
«Развивая любопытство и любознательность в детях, постарайтесь привлекать их к повседневным занятиям. Обучение во время рутинных дел можно сделать увлекательным процессом», — советует Кира Владимировна.
Например, во время совместной готовки можно рассказывать полезные факты: почему кипит вода, как работают дрожжи, сколько времени растут овощи.
При этом не навязывайте малышу свое видение мира — оставьте ему право на собственные мысли. И не забывайте поощрять ребенка за собственное мнение в каких-то вопросах.
Если же его суждения совсем ошибочны, спокойно объясните свои действия. Без категоричного «потому что я так сказал».
«Такие незамысловатые игры и упражнения, которые вас окружают и которые могут постоянно присутствовать в жизни ваших детей, а также все другие способы, о которых я сказала выше, помогут вам воспитать пытливого любознательного ребенка», — подытоживает Кира Гольдштейн.
Рекомендуем к прочтению: Недетские разговоры, или когда начинать говорить о деньгах?
Фото: freepik.com