Top.Mail.Ru
Зачем российских учителей начали готовить к борьбе с буллингом
Назад
24 октября 2024 г.

Зачем российских учителей начали готовить к борьбе с буллингом

Зачем российских учителей начали готовить к борьбе с буллингом
«Дети жестоки», «пусть сами разбираются», «подрастут — успокоятся» — подобные фразы часто можно услышать, когда речь заходит о травле и издевательствах в школе. И это в корне неправильный подход, который может привести к чудовищным последствиям.

Проблема буллинга сегодня достигла таких масштабов, что игнорировать ее уже невозможно. И мы говорим не о каких-то далеких западных странах, а о нашей российской действительности. О травле говорят на телеканалах и в высоких кабинетах, пишутся статьи и научные работы. Проблема существует — это признанный факт. Но вот методам борьбы мы только начинаем учиться.

Учителя защитят от буллинга. Когда сами научатся

В Пензенском государственном университете будущих педагогов начали учить методам противодействия буллингу в школах. Программа экспериментальная, участие в ней принимают сегодня более 100 студентов бакалавриата.

Помимо изучения теории, участники курса разыгрывают по ролям ситуации из реальной жизни. Каждый по отдельности или в составе команды может побыть на месте жертвы, агрессора или наблюдателя. Это позволяет глубже прочувствовать суть явления, а затем найти эффективные методы борьбы.

Авторы программы обещают разработать методические рекомендации и специальный сайт, посвященный проблеме. Отличная инициатива, но достаточно ли этого сегодня? Можно ли подождать или уже пора бить во все колокола? Попробуем разобраться в ситуации со школьной травлей, которая сложилась в России к этому дню.

Буллинг в России: масштабы проблемы

Статистика беспощадна: 38% опрошенных россиян сталкивались с проявлениями буллинга в школе. При этом 25% из них сами подвергались издевательствам, у 19% участников опроса с травлей столкнулись дети или внуки. Такие данные приводит ВЦИОМ.

Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Участие в опросе принимали только совершеннолетние граждане. Он не дает нам понимание о ситуации, которая складывается в школах прямо сейчас.

Но мы можем косвенно проследить динамику. Так, среди опрошенных в возрастном диапазоне 18–24 лет 53% заявили о том, что были жертвами травли. В категории 25–34 лет таких людей уже меньше — 43%. Респонденты в возрасте 35–45 лет еще реже сталкивались с проблемой — 28%. В диапазоне 45–59 лет о буллинге рассказали 19% участников.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что с каждым годом травли становится больше. И среди недавних выпускников более половины сталкивались с теми или иными формами буллинга. Сегодняшняя ситуация может быть еще хуже. Тем более, что наряду с обычным развивается еще и кибербуллинг.

Кто может стать жертвой?

Многие думают, что для травли нужна конкретная причина. Например, особенности внешности, материальное положение или ограничения по здоровью. Чаще всего эти категории используются в качестве повода, но на самом деле жертвой может стать любой.

Нестандартная или слишком «обыкновенная» внешность? Материальное благополучие или невысокий доход в семье? Недостаточно интеллектуальный, слишком умный, высокий или не очень, худой... Продолжать можно бесконечно. Агрессор всегда найдет, за что зацепиться. Просто потому, что может.

А почему может?

Кто допускает буллинг?

Жестокость проявляют дети. Но ответственны за это все же взрослые.

Чаще всего все начинается с семьи. Это не значит, что родители прямо учат детей агрессии. Здесь возможно несколько вариантов. В семье часто возникают конфликты, а ребенок их видит? Скорее всего, он начнет считать такую модель общения нормой и придерживаться ее. Ребенок сам подвергается унижениям или насилию в семье? Возможно, он начнет самоутверждаться в другом месте — в школе.

А кто отвечает за школу? Ответ однозначный — педагоги и администрация. Некоторые учителя считают, что их функции сводятся к передаче знаний, а воспитанием должны заниматься дома. Чаще всего они закрывают глаза на проявления травли среди школьников. И это дает агрессору «зеленый свет». Если его не остановили, значит так можно. И буллинг набирает обороты.

Второй вариант — учитель и рад бы помочь, но не знает как это сделать правильно. Как остановить и не сделать хуже. Его этому не учили. А может быть, педагог сам находится во власти установок «сами должны разобраться».

Именно поэтому инициатива Пензенского университета так важна. И таких программ должно быть больше.

Ужесточить нельзя допустить

Запятую каждый ставит сам нужно ставить после «ужесточить». В сложившейся ситуации важно учить не только будущих педагогов, но и действующих. Ведь буллинг существует уже сегодня, он активно распространяется. И только подготовкой педагогов дело не должно ограничиваться.

Не так давно стало известно, что в парламенте разработан законопроект о борьбе с травлей в школах. Авторы предлагают законодательно закрепить само понятие «травли» и механизм «исправления» для агрессоров. В том числе речь идет о буллинге в Сети.

В качестве мер профилактики и наказания озвучивается идея привлечения буллеров к волонтерским работам или назначения им курса работы с психологом. Также предлагается выявлять факты кибербуллинга и блокировать страницы виновников в соцсетях.

В целом проект получил положительные отзывы экспертов. По их мнению, реальная угроза ответственности может остудить «горячие головы».

Важно! В законопроекте идет речь о действиях, которые еще не подпадают под действия административного и уголовного законодательства. Авторы рассчитывают, что предложенные меры позволят предотвратить травлю или прекратить ее на начальном этапе.

Точно сами не разберутся?

Попытки закрыть глаза на проблему и притвориться, что ее нет, приводят к трагедиям. Жертвам травли может быть нанесен непоправимый физический и психологический вред, с которым им придется идти по жизни. Нередки и случаи суицида.

Есть и другая сторона медали. О скулшутинге (вооруженных нападениях в школах), наверное, знают все. Из последнего можно вспомнить случай, когда восьмиклассница устроила стрельбу в одной из гимназий Брянска (2023 год). Погибла сама нападавшая и еще одна школьница, несколько человек получили ранения. И это не самый громкий случай. Не всегда удается узнать точные причины таких трагедий, но факты травли фигурируют в большинстве из них.

Последствия буллинга могут быть чудовищны. Поэтому так важно комплексно подходить к решению проблемы. Ужесточение ответственности, профилактические мероприятия, обучение педагогов — ничто не будет лишним или чрезмерным.

Хочется надеяться, что спецкурс в пензенском вузе станет началом глобальной программы противодействия буллингу в школах. Такая работа должна стать повсеместной. И реализовывать ее нужно всерьез, а не «для галочки».

Image by freepik