Внедрить современные методы обучения детей навыкам кибербезопасности — именно такую цель должно ставить перед собой государство. И, судя по последним новостям, вопрос все же вышел на общероссийскую повестку дня.
Занятия по кибербезопасности уже в этом году планируют включить в программу школ и вузов России. Об этом договорились Минфин, Минпросвещения и Минобрнауки.
Спойлер — обещают, что знания в юные умы будут вкладывать не только в классическом формате, но и в игровой форме.
«Для популяризации идей борьбы с финансовым мошенничеством среди детей и студентов разрабатываются материалы для проведения занятий по тематике киберграмотности и кибербезопасности, чтобы не только рассказать об основных схемах работы мошенников, но и в игровой форме отработать навыки быстрого и осознанного распознания противоправных действий на финансовом рынке», — приводя СМИ слова представителя Минфина.
Попробуем разобраться, насколько эта тема актуальна для российского общества, как обстоят дела сегодня и что можно сделать для улучшения ситуации.
Почему дети под ударом?
Хорошо это или плохо, но современные дети начинают пользоваться гаджетами и интернетом в очень юном возрасте. Быстро приобретая навыки жизни в «цифровой реальности», они ежедневно сталкиваются с огромными массивами информации. А вот уровень критического мышления еще развит недостаточно. О том, что эта информация может быть вредной, сказано уже много слов. Но она может быть еще и опасной. Причем в самом приземленном, материальном смысле.
О каких угрозах речь?
Фишинг — это когда на почту приходит письмо от людей или организаций, не вызывающих подозрений. Вам могут сообщить о выигрыше в лотерею, предложить способ быстрого заработка или даже предупредить о взломе банковского счета. Цель письма одна — вынудить вас перейти по ссылке на фишинговый (поддельный) сайт и передать мошенникам личную информацию. Это могут быть имена, телефоны, номера социального страхования и даже данные банковских карт.
Вишинг — похоже на предыдущий вид, но вместо письма на электронную почту вы получаете голосовой звонок, в ходе которого мошенники пытаются выманить у вас конфиденциальную информацию.
Смишинг — то же самое, но через смс. Угрозы подстерегают и в мессенджерах, социальных сетях и так далее.
Дропперство — это уже можно назвать вторым этапом мошеннической схемы. В этом случае злоумышленники используют карты третьих лиц для вывода средств, уже украденных со счетов жертв предыдущих способов мошенничества. И вот это явление сегодня несет в себе самую большую угрозу несовершеннолетним.
Кто такие дропперы?
Дроппер — это человек, который по каким-то причинам предоставляет мошенникам доступ к своей банковской карте. На нее поступают украденные у граждан средства, которые затем обналичиваются. Почему? По незнанию или в результате обмана. А иногда за деньги.
Кто в зоне риска?
По данным правоохранителей, поработать дроппером все чаще предлагают студентам. И даже школьникам. Это связано с тем, что многие банки сегодня активно выдают карты уже с 14 лет. Также жертвами обмана часто становятся пенсионеры.
Часто предложения маскируются под законную, легкую и очень привлекательную работу по обналичиванию средств за небольшой процент. Они могут поступать даже от хороших знакомых. Дальше в ход идут доплаты по системе «приведи друга» и многие другие ухищрения. Здесь важно понимать, что соглашаясь на такую работу, вы автоматически становитесь соучастником.
Не освобождает от ответственности
Даже если вас сделали дроппером обманным путем, отвечать все равно придется. Прежде всего, внимание правоохранительных органов и множество неприятных бесед вам обеспечено. Также вам может быть предъявлен иск о возмещении ущерба. А в этом случае велик шанс расстаться с гораздо большими суммами, чем удалось заработать дропперством.
Не забываем и про уголовную ответственность. Сегодня дропперу могут быть предъявлены обвинения в отмывании денежных средств, за что грозит до 7 лет лишения свободы. Дальше может быть больше.
МВД уже разработало законопроект об ответственности за дропперство. Учитывая повышенное внимание к проблеме, ждать принятия закона не так долго.
Как планируют защищать детей?
Программа курса по кибербезопасности для школьников и студентов охватит несколько направлений:
- Роль кибертехнологий в жизни в целом.
- Методы защиты конфиденциальной информации и личных данных.
- Противодействие обману (как противостоять социальной инженерии).
- Распространенные мошеннические схемы.
- Правила безопасности в киберпространстве.
Выглядит основательно. Хочется надеяться, что подходы к обучению будут эффективными и современными. Кстати, какими они должны быть?
Нескучные методы обучения
Сразу можно сказать, что стандартные методы типа лекций и зачетов здесь не сработают. В вопросах обучения детей кибербезопасности нужно идти в ногу со временем. И мы можем даже привести удачный пример.
Всероссийский проект «Урок цифры» реализуется такими гигантами, как «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Mail.ru Group и так далее. Это открытые уроки для школьников, которые проводятся в российских школах. На них детям рассказывают о защите аккаунтов, мошеннических схемах и правилах поведения в сети. С помощью игрового тренажера участникам занятий дают возможность максимально погрузиться в мир информационной безопасности и увидеть процесс изнутри.
Что еще можно использовать? Конечно же, видеоигры. Уже давно созданы и пользуются успехом симуляторы, в которых игрок может почувствовать себя хакером. В этой связи могла бы быть полезной и виртуальная реальность, где подросток может побыть на месте защитника киберпространства. Такой формат вполне может сработать.
Это лишь несколько вариантов для примера, формы воздействия на умы могут быть разными. Важно, чтобы они были современными, технологичными и интересными.
О сроках внедрения программы
Авторы инициативы обещают, что обучающие материалы будут переданы в школы и вузы уже до конца года. Параллельно должна проводиться подготовка педагогов, которые будут вести уроки по кибербезопасности.
При этом уже сегодня многие эксперты высказывают мнение, что такие занятия должны проводиться на постоянной основе. Более того, формат должен быть расширен, вплоть до создания полноценного курса.