Как вдохновить ребенка на учебу
Содержание:
- С чего начать и как помочь ребенку найти мотивацию к учебе?
- Типы личности и их влияние на мотивацию
- Лидер
- Предприниматель
- Исполнитель
Дети растут быстро, и равно также быстро меняются их интересы и потребности. Вчера ребёнку было важно стать первым в классе, получать одни пятёрки, а став подростком он всё больше говорит о бессмысленности учёбы и достижений в целом.
В переходный период у ребёнка обострены все чувства, он начинает пересматривать свои цели, легко поддается негативу и склонен излишне драматизировать провалы и критику в свой адрес. Как следствие он теряет мотивацию, так как просто не верит в собственный успех. В зависимости от типа личности вы можете мягко направить ребёнка, помочь вновь обрести цель и с легкостью её достичь.
С чего начать и как помочь ребенку найти мотивацию к учебе?
Подростки довольно скептически относятся к прямой помощи от взрослых. В этом возрасте нормально думать, что родители не понимают и никогда не смогут их понять. Основные факторы, из-за которых успеваемость снижается, а мотивация пропадает:
- Появились новые увлечения и хобби, которые ребёнку интереснее учебников и домашних заданий;
- Стресс, связанный с тем, что ребёнка пугает собственное будущее;
- Холодные отношения со сверстниками;
- Перегруженность дополнительными занятиями, репетиторами и секциями;
- Скука от однообразия и рутины;
- Конфликты с педагогами.
Первое, с чего следует начать — определить, с каким фактором столкнулся ваш ребёнок. Следующий шаг — мягко и аккуратно исправить ситуацию. Если у ребёнка возник новый интерес, которому он посвящает всё своё время, дайте ему возможность себя реализовать. Если хобби, допустим, рисование — предложите ему учёбу в художественной школе или курсы, отметив, что, если ребёнок захочет связать свою жизнь с этим хобби, ему в любом случае нужно будет поступать в вуз, а значит и о учёбе полностью забывать не следует.
Стресс от неопределённости будущего и нежелание брать на себя взрослую ответственность решается более постепенно. Вам понадобится заручиться терпением. Не преуменьшайте чувства и страхи, ни в коем случае не высмеивайте их, а, напротив, старайтесь на личном примере показать, что взрослая жизнь может и не лишена проблем, но не так ужасна и пугающая, как может казаться.
Когда вы найдёте причину снижения мотивации, вы сможете начать помогать ребёнку преодолеть проблему и вернуть оптимизм и желание достигать своих целей.
В нашей предыдущей статье мы писали о том, какие факторы влияют на мотивацию, в этой статье мы рассмотрим типы личности и их влияние на мотивацию.
Типы личности и их влияние на мотивацию
Каждый человек рождается с определённой предрасположенностью к той, или иной модели поведения. С раннего детства можно заметить интересные закономерности, особенности в личности ребёнка. Например, ваш ребёнок умеет так заговорить собеседника, что вы сами начинаете верить в его слова, понимая, что сказанное — выдумка. Ребёнок ваших знакомых прекрасно выполняет задачи только при проверке каждого этапа на точность, а другой может выменять ветку дерева на вкусное печенье.
В зависимости от типа личности можно дополнительно стимулировать ребёнка к работе над собой и даже вернуть мотивацию. Какие же бывают типы личности:
Мотивация лидера
Лидеру важно концентрировать всех вокруг себя. Ему важно, чтобы его достижениями восхищались, образ жизни и образ мысли был заразительным, быть во всём и всегда первым и единственным. Может показаться, что у ребёнка с таким типом личности не будет проблем с мотивированием себя, но лидеры чаще остальных перегорают до достижения цели. Высокая продуктивность лидеров сопряжена с высокой самооценкой, если её задеть, то мотивация будет стремительно угасать.
Что делать?
Сформировать правильную причинно-следственную связь. Чаще говорите ребёнку, что мнение других людей — просто их мнение, результат их личного негативного опыта и только ребёнок принимает решение о том, принимать ли колкости и советы на свой счёт или нет. Нередко лидеры не могут расслабиться и перегорают, так как думают, что их любят только за их достижения. Постарайтесь чаще выделять хорошие качества подростка, которые не связаны с достижением целей.
Мотивация предпринимателя
Такой тип ребёнка обладает природной харизмой и врожденной предприимчивостью. Самая любимая фраза: «А что мне за это будет?», а любимая стратегия поведения — включать все свои таланты и знания только, если на горизонте замаячили подарки или ценные вещи, которые могут его заинтересовать.
Что делать?
Никогда не поощряйте ребёнка подарками за что-либо. Подарки, новые вещи, оплата курсов или кружков — душевный порыв и желание порадовать, которое не должно преподноситься, как подарок за удобное поведение. Бартерные отношения в семье — строжайшее табу, так как с годами оно будет лишь усугубляться. Помочь такому ребёнку можно через его более масштабную мотивацию.
Например, если ребёнок грезит о славе и известности, рассказывать о прямой взаимосвязи хорошей учёбы и достижений в жизни. Также не забывайте о воспитании в личности нравственных и духовных черт. Материальное — не единственное, что должно его интересовать.
Мотивация исполнителя
Без труда разбирается в новой информации, делает фантастический анализ, усидчивый и терпеливый. Тип личности «исполнитель» может быть круглым отличником, но только если будет следовать системе. Такой тип очень сложно работает в условиях креатива, спешки и быстрой смены обстоятельств.
Что делать?
Помогите ребёнку выстроить свою личную систему, план, по которому он будет чётко следовать. Такому типу личности подойдёт режим дня, в котором он сможет управлять всеми своими делами и методично двигаться от одной цели к другой. Предложите подробно расписать все преимущества от учёбы, так подросток увидит все преимущества, которые дают знания, и постепенно будет возвращать мотивацию. Также старайтесь чаще обращать внимание на его ключевые точки характера и хвалите его за них: трудолюбие, вдумчивость и прочее.
Ваш ребёнок может сочетать в себе несколько типов личности, менять его в зависимости от ситуации и с ходом времени. Главное — всегда выражайте одобрение позитивным переменам в жизни подростка, его стремлениям и добрым желаниям.
Иллюстрация: Алена Молчанова