Как определить способности и интересы ребенка?
Дата публикации
1 октября 2024
12 мин
Культпросвет

Как определить способности и интересы ребенка?

В первые годы жизни ребёнка родители активно включены в его жизнь: они находятся с ним в одном пространстве практически всегда, видят, что ему нравится, какие мультфильмы он смотрит. «Три кота», динозавры, куклы LOL, песенки про Синий трактор и вот, наконец, — ребёнок вырастает до того момента, что мы уже не всегда можем ответить на вопрос: «Чем же он интересуется?»

Определить способности и интересы ребенка — задача, требующая внимательного подхода и умения родителей и педагогов слушать. Чем старше ребёнок, тем сложнее определить его увлечения не просто так, а именно потому что человек — сложное многогранное создание. И, если сейчас ребёнок увлекается танцами, то не факт, что он будет делать это всю жизнь. Вспомните, сколько раз вы за жизнь поменяли своё увлечение? У кого-то это будет цифра в границах одной руки, а у кого-то и двух рук не хватит, чтобы перечислить. Это тоже индивидуально.

Но если мы хотим всё же помочь ребёнку определиться, к чему сейчас у него больше всего способностей и помочь ему в выборе хобби, то точно можем попробовать понаблюдать за ним.

Одним из самых мощных инструментов в выявлении способностей вашего ребенка является наблюдение. Когда родители внимательно следят за действиями и поведением своего ребенка, они могут заметить подсказки, указывающие на его интересы. За чем именно нужно наблюдать?

1. Ежедневные рутины и игра

Каждодневные действия: игра, занятия спортом или выполнение домашних заданий — могут стать настоящим «зеркалом» для понимания способностей ребенка.

Например, если ваш ребёнок предпочитает собирать конструктор по длинным видеоиграм, это может свидетельствовать о его склонности к инженерному мышлению и пространственному восприятию.

Некоторые дети, наоборот, вообще не конструируют, а только наряжаются в костюмы, прыгают и бегают по дому, изображая то опасных монстров, то прекрасных принцесс. Это может свидетельствовать о чувствительной нервной системе и способности к перевоплощению — этому ребёнку нужно попробовать свои силы в творческих направлениях.

Игра — это не только развлечение, но и важный индикатор интересов ребенка.

Ролевые игры, художественное творчество и экспериментальные занятия, могут многое сказать о внутренних предпочтениях вашего малыша.

Если ваш ребёнок любит в свободное время узнавать что-то новое, ставит опыты и эксперименты, возможно, ему понравится развиваться в научных направлениях.

Как утверждает психотерапевт Дженнифер Хартфорд: «Игра — это язык ребенка. В этом пространстве он может выразить свои желания, страхи и мечты».

В процессе наблюдения за такими вещами, старайтесь не вешать ярлыков на ребёнка. Если он всё-время читает энциклопедии, то он будет учёным? — нет. Если он всё время читает энциклопедии, то ему важно разбираться, как в этом мире что-то устроено? — Да.

Собирайте эти наблюдения и предлагайте ребёнку варианты. Возможно, они помогут вам сузить спектр поиска интересных занятий для ребёнка.

Советуем к прочтению: Интересные хобби для подростков

2. Общение с окружающими

Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается: легко ли он входит в контакт, интересуются ли его разговоры науку, животных или книги? Чем он любит делиться с другими людьми? О чём сам рассказывает вам, когда приходит из детского садика? Разговоры с другими людьми указывают на социальные и эмоциональные навыки ребенка, что, в свою очередь, может указывать на его будущие успехи в конкретных областях.

3. Эксперименты

Позволяйте ребенку пробовать разные занятия, от занятий спортом до изучения музыкальных инструментов. И наблюдайте, по возможности, за тем, как проходит процесс на занятиях. Важно не чтобы ребёнок сразу выдавал результаты, а чтобы он выходил после занятия с горящими глазами и с удовольствием рассказывал вам о том, что он смог сделать.

Каждый новый опыт поможет увидеть области, в которых ребёнок действительно проявляет интерес.

Также собирайте мнения специалистов — порой они дают нам альтернативный взляд на то, что у ребёнка выходит хорошо. Вы можете потом не учитывать их мнение, но исследуйте и собирайте. Вероятнее всего, от разных преподавателей вы услышите что-то похожее.

4. Эмоциональная включённость и реакции

Эмоциональная включённость и реакции

Обратите внимание на то, как ваш ребенок реагирует на различные ситуации и события. Что он спрашивает вас после того, как упал с велосипеда (когда успокоился, конечно? Как так получилось или почему ему было так больно? Что нужно починить в велосипеде или как залечить рану? Эта информация также может подсказать вам, как он смотрит на этот мир: более эмоционально или конструктивно? Творческий или инженерный/математический у него склад ума?

5. Подарки

Наблюдайте за тем, какие подарки ваш ребенок выбирает или интересует его. Если он предпочитает наборы для рисования, музыкальные инструменты или книги о науке, это может указать на его предрасположенности.

Педагог Патриция Вулф говорит: «Подарки, которые дети выбирают, зачастую отражают их настоящие интересы и стремления».

Мы тоже думаем, что в этом есть смысл.

6. Спортивные и физические активности

Обратите внимание на то, насколько легко и с каким удовольствием он занимается физической активностью: возможно, он будет хорош в каком-то виде спорта, который требует ловкости и быстроты.

Это не значит, что спортом нужно заниматься, только если есть предрасположенность, но это поможет вам определить цели на эти занятия.

Советуем к прочтению: Учёба и спорт: как совмещать, чтобы везде успевать?

7. Успехи и неудачи

Опыт подсказывает, что дети, которые могут стойко воспринимать поражения и продолжать пробовать, часто становятся успешными в будущих начинаниях.

Поэтому пробуйте многое и развивайте способности справляться с трудностями в своих детях. Потому что не только способности и таланты делают людей успешными, но и их навыки и умения.

8. Поддержка и обратная связь

Регулярно общайтесь с вашим ребенком о том, что ему интересно. Спрашивайте его о его занятиях, чем он гордится, и что хотелось бы попробовать в будущем.

Система обратной связи позволит вам не только улучшить понимание интересов ребёнка, но и создать открытую атмосферу, где ребенок может свободно делиться своими мыслями.

9. Помощь других специалистов

Если вы все-таки не можете определить, в каком направлении направить вашего ребенка, не стесняйтесь обратиться к специалистам. Психологи и педагоги могут провести диагностику, выявить сильные стороны и интересы вашего ребенка. Некоторые школы также предлагают тесты на выявление талантов, которые могут быть полезны.

Эти методики помогут вам не только лучше понять вашего ребенка, но и поддержать его в выявлении и развитии его особенных навыков и увлечений. Способности, открытые в детстве, могут стать предпосылкой для будущих достижений и самоопределения.

Ваша задача как родителя — создать подходящую среду для их цветения, уважая при этом уникальность и индивидуальность вашего ребёнка.

Image by halayalex on Freepik

Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Елена Петрова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
Автор публикации
Елена Петрова

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
    на обработку персональных данных
    Похожие статьи
    Интересные хобби для подростков
    Как из хобби сделать профессию?
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Можно ли прогулять онлайн-школу? Подробно об этом и о других попытках схитрить на дистанционке
    Как быстро выучить наизусть стихотворение
    Как выбрать онлайн-школу для ребёнка?
    Как отучить ребенка списывать домашнее задание из интернета
    Зачем ребенку нужны правила в семье и школе
    Дистанционное обучение в онлайн-школе: плюсы и минусы
    Ребёнок быстро теряет интерес, что делать?
    Как получить российское образование школьникам из других стран?
    Как ученику запоминать школьный материал?