Что разрешать и запрещать ребёнку?
Границы дозволенного и запретного могут быть самыми разными. Кто-то из родителей запрещает ребёнку гулять дальше отведённого участка, другой родитель же не против разрешить гулять дотемна. Всё зависит от возраста, воспитания и психологической готовности ребёнка. Давайте разберёмся, что уместно разрешать малышу, а от чего его стоит оградить ещё в детстве.
Выстраиваем границы
Определение того, что разрешено и запрещено ребёнку, зависит от его возраста, развития, ценностей семьи и социокультурного контекста. Вот некоторые общие рекомендации:
Разрешать:
1. Безопасность. Обеспечивайте безопасность ребёнка, ограничивая доступ к опасным предметам и местам, обучайте его здоровым привычкам.
2. Самостоятельность. Поощряйте ребёнка принимать решения и развивать самостоятельность в соответствии с его возрастом и способностями.
3. Выражение эмоций. Позволяйте ребёнку выражать свои эмоции и чувства, учите его находить позитивные способы их выражения.
4. Предпринимательский дух. Позволяйте ребёнку пробовать новые вещи, исследовать и самостоятельно развиваться, поощряя его творческий и предпринимательский потенциал.
Запрещать:
1. Опасные действия. Запрещайте ребёнку следовать по опасным маршрутам, общение с незнакомцами, дегустацию химических средств и другие вещи, которые могут нанести ему непоправимый вред. Конечно же объясняйте малышу причины запретов.
2. Насилие и агрессию. Никогда не поощряйте физическое и эмоциональное насилие, как способ донести свою точку зрения. Важно объяснить ребёнку, что злиться — это нормально, это часть нашей жизни, но злости нужно найти не деструктивный выход. Бить кого-то, если злишься на него, очень и очень плохо, а вот попытаться взять паузу, выйти подышать и потом поговорить спокойно — рабочий и конструктивный вариант. Для вымещения злости можно использовать спорт или творчество.
3. Плохое поведение. Шалят все дети и запрещать им быть детьми бессмысленно, однако такое поведение, как ложь или воровство, подлежат незамедлительной корректировке. Говорите с ребёнком, при чём спокойно и доверительно, меняйте его негативные установки на позитивные.
Советуем к прочтению: Откуда берутся «плохие» дети?
4. Вредные привычки. Запрещайте ребенку употребление алкоголя, наркотиков или курение, и обучайте его здоровым привычкам. Чем старше ребёнок, тем больше соблазнов его будет окружать, в частности, когда эти соблазны исходят от друзей или старших товарищей, перед которыми нельзя «терять лицо». Важно объяснить, что следовать за толпой не стоит, лучше заиметь свои нерушимые принципы, ведь это привлечёт в жизнь правильную компанию и вызовет больше уважения.
Как научить ребёнка, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Научить ребенка различать хорошие и плохие действия — одна из важнейших задач воспитания. Вот несколько способов, которые могут помочь в этом процессе:
- Обучение через пример. Самым мощным способом научить ребенка различать хорошее и плохое является ваш собственный пример. Показывайте ребенку правильные ценности и этические принципы, демонстрируйте доброту, честность и сострадание в своих поступках. Ваша собственная нравственность и этика будут служить примером для ребенка.
- Объяснение правил и норм. Объясните ребёнку общепринятые правила и нормы общения. Расскажите, почему определенные поступки считаются хорошими, а другие — плохими. Помогите ему понять, как эти правила помогают создавать гармоничные отношения.
- Развитие эмпатии. Помогите ребёнку развить эмпатию — способность понять и разделить чувства и переживания других людей. Учите его ставить себя на место других, осознавать последствия своих действий и влияние их на других людей.
- Обучение ответственности. Обучайте ребёнка быть ответственным за свои действия и выбор. Обсуждайте с ним последствия различных поступков, чтобы он мог делать взвешенные решения и осознавать их последствия.
- Обсуждение значимости. Объясните, как хорошие поступки могут принести счастье и удовлетворение, а плохие — проблемы и конфликты.
- Награды и поощрения. Поощряйте и награждайте ребёнка за его хорошие поступки и достижения. Это мотивирует его повторять хорошие действия и формирует понимание того, что хорошо поощряется и ценится.
Важно помнить, что развитие гармоничной личности требует терпения. Объяснение, обучение и поддержка ребёнка помогут ему различать хорошее и плохое, строить свои нормы и принимать ответственные решения.
1 комментарий
Хорошая статья. Родителям самим нужно запрещать некоторые вещи.