Когда ребёнок бросает начатое: как правильно поступить и помочь?
Содержание:
- Психологические аспекты бросать начатое
- Почему дети бросают начатое?
- Как помочь ребёнку достичь успеха в начатом
- Нужно ли учить ребёнка доводить начатое до конца?
«Ему что — ничего не нравится?»
Воспитание детей — это сложное и ответственное занятие, требующее терпения, внимания и понимания со стороны родителей. Иногда дети начинают заниматься чем-то, но потом бросают это дело, не доводя до конца. Это может быть кружок, секция, увлечение или просто задание, которое им нужно было выполнить.
Взрослые обычно смотрят на это с тревогой: «А вдруг он всегда будет всё бросать и никогда ничего не доведёт до конца? Как он будет выполнять то, что от него требуют? Он не сможет найти работу, ведь никто не любит таких людей, которые сначала обещают, а потом не выполняют». Правда ли так и будет или это всё же преувеличение? В чём причина таких отказов?
Психологические аспекты бросать начатое
Психологические аспекты отказа ребёнка от начатого дела могут быть разнообразными и обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Одним из основных моментов, который следует учитывать, является возраст ребёнка и его степень самостоятельности.
Например, маленький ребёнок может просто устать от занятия и потерять интерес к нему, в то время как более старшему ребёнку может не понравиться выбранный вид деятельности или секции.
Часто самостоятельно дети даже не могут разобраться в причинах того, почему нет. И в тот момент, когда они сообщают об этом родителям, накапливается уже столько разного стресса, что они не могут его переварить и выдают только: «Всё, мне не нравится. Больше туда не пойду».
И никакие уговоры в таком случае, как правило, не помогают.
Чтобы помочь себе и ребёнку разобраться, в чём дело, важно понимать основные причины.
Почему дети бросают начатое?
- В силу физиологии своего возраста
За планирование и контроль, необходимый при принятии решения остаться или приложить какие-либо усилия к этому, отвечает префронтальная кора головного мозга. По словам современных ученых, она созревает только к 23-25 годам жизни человека. А в подростковом возрасте ещё и усиливается эмоциональность за счёт растущего уровня дофамина в прилежащем ядре.
Поэтому детям очень сложно планировать надолго — они часто живут в моменте, поэтому им сложно принять решение, не основываясь на своем сегодняшнем состоянии.
Так что, если ваш подросток внезапно снова что-то бросил, знайте — он это делает не для того, чтобы вас позлить. Ему самому сейчас непросто.
- Потеря интереса к занятию
Ребенок может начать посещать определенный кружок или секцию под влиянием внешних факторов, таких как желание угодить родителям или друзьям, но по мере продолжения занятий понимает, что ему это неинтересно и скучно.
- Недостаток мотивации
Также может иметь физиологические причины, о которых поговорили выше. Но есть и социальные причины нехватки мотивации. Если ребенку не удается достичь поставленных целей или он не видит никаких результатов от занятий, то он может потерять интерес к деятельности и бросить ее. Недостаток поддержки со стороны родителей или тренеров также может стать причиной отказа от занятий.
- Страх неуспеха
Обычно страх неуспеха проявляется в тех случаях, когда уже был негативный опыт. И теперь ребёнок боится, что у него не получится. Если страх неуспеха очень сильный, и из-за него ребёнок вообще ничего не начинает, то следует обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребёнку, и ситуация не усугублялась.
- Не нравится тренер (педагог)
Всё строится из отношений. Если нам не нравится наш начальник, то работать становится в разы тяжелее. Если педагог не нашел подхода к ребёнку, то обеим сторонам будет сложно продолжать движение дальше. В конечном итоге, отказаться из неприятной коммуникации — это отличное решение. И здесь со стороны родителей важна поддержка и попытка найти всё-таки своего педагога.
- Просто поменялись интересы
И такое тоже бывает. Дети находятся в таком возрасте, когда они только ищут и пробуют себя, узнают информацию о себе. И это вполне нормальная ситуация. Поэтому важно обсуждать с ребенком его интересы и желания, чтобы помочь ему выбрать занятие, которое действительно принесет ему удовольствие и пользу.
- Усталость от учёбы и перегруз
Этого ребёнок точно не скажет родителям сам. Но эту причину важно проверить в самом начале разговора о дополнительных кружках и секциях. В таком случае стоит пересмотреть расписание ребёнка и выделить время на отдых.
Советуем к прочтению: Ребенок не хочет учиться. Что делать?
Как помочь ребёнку достичь успеха в начатом
Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и мотивацию, чтобы помочь ему достичь успеха в том, что он начал. И, конечно, необходимо помнить, что поддержка и понимание со стороны родителей играют огромную роль в мотивации и долгосрочном интересе ребенка к занятиям.
Есть ряд способов, как помочь ребенку вернуть интерес к занятиям и продолжить начатое дело.
- Необходимо выяснить причины его отказа от занятий.
- Если ребёнку очень трудно ответить, задать ему наводящие вопросы:
— что именно тебе не нравится?
— какие у тебя отношения с тренером?
— а есть то, что получается у тебя хорошо?
- Если ребёнок бросает, потому что столкнулся с какой-то трудной задачей, то важно дать поддержку и придумать вместе с ним, как решить сложившуюся ситуацию. Можно также поделиться своим опытом и рассказать, что трудно бывает даже в самом любимом деле.
- Также важно поддерживать и мотивировать ребенка, поощрять его за усилия в достижении целей. Создание положительного опыта от занятий, поощрение за старания и достижения, а также участие в процессе помощи и поддержки могут стать мощным стимулом для продолжения занятий.
- Поддержка нужна также и в принятом решении бросить кружок — на это тоже нужно много сил и решимости.
Нужно ли учить ребёнка доводить начатое до конца?
Нужно ли заставлять ребёнка завершить начатое и дойти «до конца»? Или можно ему разрешать бросать всё, что он начинает?
Важно помнить, что действие «заставить ребёнка дойти до конца» может привести к еще большему отторжению со стороны ребёнка и ухудшить отношения. Особенно в подростковом возрасте.
Или можно разрешать ему бросать всё, что начинает? Разумеется, не стоит идти на крайности и разрешать ребенку бросать все занятия без всяких последствий. Важно научить его доводить начатое дело до конца, но при этом быть гибкими и учитывать его интересы и способности.
Ответ на эти вопросы заложены в причинах такого отказа. Где-то нужно согласиться и поискать что-то другое, где-то — поможет внешняя мотивация, где-то — позитивный опыт отказа и отсутствие давления.
Важно учить ребёнка находиться в моменте, когда тебе что-то не нравится, обращаться к себе и разбираться в ситуации.
Например, если ребенок начал заниматься в спортивной секции, но вдруг потерял интерес, можно попробовать выяснить причины этого и вместе поискать альтернативные виды занятий, которые были бы более интересны для ребенка. Таким образом, можно помочь ему найти то, что действительно ему по душе, не заставляя его продолжать что-то, что ему неинтересно.
Здесь важно найти баланс и подходить к каждой ситуации индивидуально. Главное — помнить, что ничего страшного, даже если сейчас у него не получится в этом разобраться, нет. Это всё опыт, который потом ему пригодится.
Каждый ребенок индивидуален, и методы воздействия на него должны быть тоже индивидуальными. Важно уметь отличить, когда ребенку не хватает мотивации и поддержки, чтобы продолжать занятия, и когда он действительно просто не хочет этим заниматься. Помогая ему принимать решения, обсуждая с ним возможные варианты и поддерживая в любой ситуации, мы помогаем ему становиться самостоятельным и уверенным в себе.
Главное — это поддержка, внимание и понимание со стороны родителей. Если ребенок видит, что его родители готовы помочь в любой ситуации, он будет более открытым и готовым идти на контакт.
Комментариев: 2
Интересно. Родителю полезно это знать
Да! Надо в детстве определять причины не до конца доведенные дела, так как это потом отражается во взрослой жизни! Очень Важная тема! Стоит разобрать ее гораздо глубже!