Как с помощью игр подготовить ребёнка к школе?
Содержание:
- Сенсорная чувствительность
- Игры на «возбуждение-торможение»
- Игры на ощущения от тела
- Игры на развитие мелкой моторики
- Игры для развития слуховой чувствительности
- Игры на развитие вестибулярного аппарата
В наше время часто родители и педагоги сталкиваются с тем, что детей очень сложно чем-то заинтересовать. Кроме этого, они часто отвлекаются даже в те моменты, когда, на самом деле, занимаются тем, что им нравится. Особенно этому подверженны маленькие дети в силу неразвитости некоторых участков головного мозга.
Для того, чтобы не было сложностей с удержанием внимания в 1 классе, и первоклассник смог просидеть 45 минут на уроке, необходимо заранне подготовиться.
Сенсорная чувствительность
Дело в том, что все люди разные — в зависимости от того, через какие каналы передачи мы обычно получаем информацию быстрее — слух, зрение, тактильную чувствительность, обоняние или вкус — мы можем судить о том, как человек воспринимает этот мир. Кому-то в местах скопления людей становится не по себе, а кто-то довольно быстро привыкает, кто-то не может ходить на концерты и в кинотеатры, а кто-то справляется с этим хорошо, и, наоборот, любит громкую музыку. Всё это происходит, потому что мы по-разному видим, слышим и воспринимаем этот мир. И это нормально.
Часто, когда что-то идет не так, как обычно: в период адаптации, сильной усталости, от новостей и сложных событий в жизни, из-за ссоры с другом или личных травм и конфликтов, мы чувствуем усталость и хотим отдохнуть — в этот момент часто буквально все каналы восприятия перегружены. И единственное возможное решение в этот момент — минимизировать нагрузку и устранить раздражитель.
Сейчас сквозь через наших детей каждый день проходит невероятное количество информации, а мозг ещё не умеет её фильтровать автоматически — он принимает и пытается разобраться во всём, что видит, но мир движется все быстрее и быстрее. Поэтому у детей сейчас сенсорный перегруз случается быстрее и чаще, чем раньше.
Что же делать? Как помочь ребёнку справиться с трудностями восприятия? Для этого необходимо развивать органы чувств и тренироваться в группе и дома. Наши игры-упражнения помогут вашему ребенку научиться легче воспринимать информацию и контролировать свою сенсорную систему, что поможет первокласснику хорошо учиться и не испытывать перегруз.
Игры на «возбуждение-торможение»
Игры на развитие навыков «возбуждение-торможение», отвечающих за саморегуляцию и концентрацию внимания
- Море волнуется (и любые другие вариации)
- Все двигаются под стишок, на счёт 3 замирают в позах морских фигур. Когда ребёнка касаются, он шевелится как эта фигура, потом замирает обратно.
- День/ночь / красный цвет-зеленый цвет
- На день включён свет, детям предлагается какая-то активность. Например, двигаться под музыку (можно предлагать медленную музыку.) На ночь свет выключается (все спят)
- Кричалки-молчалки, топалки-замиралки
- Можно играть как дирижёр с оркестром, когда ваши руки открыты, дети кричат/топают, когда сжаты в кулаки — все молчат.
- Передавать предмет на время, справляться всё быстрее и быстрее
- Держать тишину дольше всего, фиксировать результат в понедельник и в пятницу и сравнивать потом.
Игры на ощущения от тела
Игры на глубокие ощущения от тела — мышцы (проприоцепция) — которые особенно важны «мышечным» детям, всем, кто постоянно задевает, толкает других детей, кто даёт сдачи и физически подключается:
- Толкание стены
- Можно придумать историю и стараться «расширять пространство», «удерживать стену/здание» от движения. Это даёт сильные ощущения от мышц тела.
- Перетягивание каната
- Удерживать друг друга спинами, руками
- Игра по парам. Вставать спиной друг к другу, опираться друг на друга плечами, делать шаг вперёд, но не отрывать плеч. Опора на партнёра. Давать столько веса, сколько дали тебе.
- Дракончик
- Игры по типу дракончика/летела ворона/корова
- Дети встают в круг, ладонями ударяя друг друга по очереди передают слово следующему игроку.
- Танцевать, по очереди повторяя за кем-то из класса
- Танцевать под музыку/ бегать по кругу, по команде повторять за кем-то из класса.
- Игры с прохождением заданного маршрута в комнате СОВЫ
Игры на развитие мелкой моторики
Игры на развитие мелкой моторики / для развития тактильных ощущений, которые влияют на речь, способность к адаптации и на ориентацию ребёнка в пространстве
- Разнообразные пальчиковые гимнастики — обязательно делать в начале урока.
- Волшебный мешочек
- Можно играть в упрощённые версии, когда предметам в мешке есть пара перед детьми. Или есть список того, что есть в мешке. Можно усложнять и описывать, из какого материала сделан предмет в мешке.
Игры для развития слуховой чувствительности
Игры для развития слуховой чувствительности помогут ребёнку быстрее адаптироваться к новому и не перегружаться от громкого шума в классе и на переменах
- Угадать по голосу, кто говорил (инструмент по тембру, другие звуки)
- Ребёнок встаёт к классу спиной, кто-то что-то говорит. Надо угадать говорящего.
Можно не выводить ребёнка, а просто слушать звуки. Либо звучащий предмет прятать под парту, либо давать послушать звуки из колонки (хороши звуки бытовых предметов)
- Ребёнок встаёт к классу спиной, кто-то что-то говорит. Надо угадать говорящего.
- Игры на инструментах по очереди
- Одновременно может играть несколько детей (3-5) остальные ждут и потом меняются
- Ритмические диктанты (руками, ногами, пальцами)
- Повторять ритм, который задаёт учительница
- Передавать ритмично звук
- В кругу по очереди выполнять ритмический рисунок, который кто-то задал (учитель или кто-то из детей.) Можно начать с 1 хлопка.
Игры на развитие вестибулярного аппарата
Игры на развитие вестибулярного аппарата, отвечающего за ориентацию в пространстве, координацию рук при письме и ног при беге, за выполнение рабочих операций с наибольшей продуктивностью, за саморегуляцию
- Хождение по линии (скотч, верёвочка, разные шаги, преодоление препятствий)
- Все прыжки, качания, качели.
- 4 классу иногда можно вставать и прыгать раз 10-15 в качестве разгрузки на уроке.
Игры на развитие зрительной чувствительности и внимания
- Найти, что изменилось
- Все закрывают глаза, что-то в классе меняется (переставить вещи на парте, что-то поменять на доске). Надо найти, что изменилось. Можно делать общую игру. Можно менять что-то у каждого на парте.
Чем лучше ребёнок может контролировать свою сенсорную систему, тем лучше и самостоятельней он будет себя чувствовать в группе сверстников. Если играть в такие игры с ребёнком в подготовительной группе детского сада или дома, то адаптация у него пройдёт гораздо быстрее, а в классе с самого начала он будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Советуем к прочтению: Что должен знать дошкольник перед поступлением в 1 класс.
Image by freepik, Image by Racool_studio on Freepik, Image by master1305 on Freepik, Image by pressfoto on Freepik