Как устроена кураторская служба в онлайн-школе
За последние несколько лет всем стало понятно — онлайн-образование активно набирает ход, и этот процесс только начался. Потому что онлайн-образование отличается от традиционного — в нём возможно организовать обучение по индивидуальному подходу. Что это значит?
- Каждый ученик имеет право сам выставлять свои цели в образовании и реализовывать их;
- Каждый ученик имеет индивидуальные особенности в развитии познавательных навыков и каждый может хорошо учиться, если найти к нему подход;
- Никто не должен сравнивать твои успехи с успехами других людей, потому что важен лишь твой собственный прогресс.
Всё это возможно организовать только если есть человек, который может составить индивидуальный план, помочь определиться с целями в обучении, поддерживает и помогает на протяжении всего обучения — находится рядом. Такой человек в школе называется куратор. В «Онлайн-школе» есть работает кураторская служба, которая была создана с целью вести, помогать и поддерживать, решать сложные организационные вопросы, связывать учеников и учителей и передавать свой опыт своим подопечным.
Уже на первой пробной неделе обучения, когда родители только подают документы в школу, к семье прикрепляется куратор, который помогает познакомиться и освоить образовательную платформу, а также войти в учебную группу максимально комфортно для себя.
Куратор находится на связи с семьёй 24/7. Это означает, что родители и ребёнок могут обратиться к куратору по любому вопросу и решить его.
Кроме этого вся информация от преподавателей об успеваемости, процессе обучения, особенностях коммуникации и сложностях также находится у куратора. Учителя могут рассказать куратору, что ребёнок не работает или часто выключают камеру на уроке или, наоборот, отлично работает, просматривает все материалы и хорошо отвечает на уроках. Так родители могут быть в курсе происходящего. Это обеспечивает командную работу.
С чем помогает куратор?
- Куратор помогает адаптироваться к новым условиям обучения и подсказывает, как лучше организовать процесс;
- Куратор мотивирует, отслеживает динамику;
- Куратор помогает с планированием и составлением программ;
- Куратор развивает soft skills и помогает выделить сильные стороны;
- Куратор оказывает моральную поддержку как ученику, так и родителям;
- Куратор собирает и передаёт всю информацию о ребёнке.
У каждого ученика бывают свои сложности в обучении, поэтому невозможно объединить все проблемы — ребёнку важно внимание и общение. Те, кто пришёл из традиционной системы, могут испытывать сложности в том, чтобы перестроиться на другой формат работы. Раньше всё было просто: проснулся утром, умылся и пошёл к первому уроку в школу, а там учителя помогут тебе сориентироваться в том, что происходят. На дистанционном обучении приходится развивать навыки саморегуляции: самому организовать себе рабочее пространство, перестроиться на рабочий режим дома, попробовать найти интерес и мотивацию без внешних оценок и сравнений результатов. У многих детей адаптация на первый взгляд проходит незаметно, но на самом деле это не так. Адаптации может длиться год и проявляться у всех по-разному, и куратор, который находится на связи с учеником каждый день, может заметить, что что-то идёт не так. И если вдруг ученику стало сложно, и он перестал делать домашние задания, куратор заметит это, потому что контролирует посещаемость.
Чем куратор отличается от учителя и психолога?
Куратор не обучает ребёнка. Он проверяет домашние задания, следит за посещаемостью и успеваемостью, помогает со сложными моментами в обучении: почему тяжело собраться и включить камеру, почему результаты ухудшились или как здорово, что они стали лучше, если есть конфликт с преподавателем, то как можно его решить, если есть дезориентированность в организации работы на платформе. Куратор направит и подскажет, но он не будет обучать.
Обучает учитель, поддерживает куратор.
Но в таком случае, чем же куратор отличается от психолога?
Психологическую помощь могут получать все дети по собственному желанию: если есть сложности, и той поддержки, которую оказывает куратор, недостаточно. Психолог разбирает ситуации более подробно и глубоко, поэтому здесь могут случиться обсуждения, которыми ребёнок готов делиться только с психологом. Психолог не передаёт личную информацию — она конфиденциальна.
С куратором ребёнок связывается каждую неделю, и поэтому может обсуждать любые волнующие его темы. Но эти темы не касаются глубокого погружения и обычно ситуативно разрешаются.
Развитием каких soft skills может заниматься куратор?
Сейчас и традиционное и дистанционное образование понимает: кроме учёбы и конкретных знаний ребёнку нужно помогать развивать «мягкие навыки», которые позволят в дальнейшем быть успешным. Цели работы кураторской службы «Онлайн-школы №1» заключается в том, чтобы дать своим ученикам и подопечным всё необходимое для успешного будущего: научить общаться, быть дисциплинированным, грамотно выстраивать диалог и отвечать на несогласия, критически мыслить и ставить себе новые цели и задачи.
Кураторы больше всех остальных специалистов общаются с учениками, поэтому они могут наблюдать и подсказывать ребёнку, на что ему нужно сделать акцент и с чем поработать.
За успех в любом деле отвечают soft skills: человек станет успешным намного раньше, если будет обладать всеми перечисленными выше навыками.
Поэтому в программе кураторской службы акцент сделан на поддержку и развитие именно дополнительных навыков. Куратор работает вместе с родителями: вместе ставит образовательные и личностные цели, вместе помогает ученику организовать себя и среду вокруг себя.
Каждый раз после встречи с куратором у ребёнка могут появиться новые задачи и рекомендации: что нужно делать, чтобы улучшить процесс обучения или развить конкретный навык.
Какие вопросы можно задавать куратору в чате, а какие нельзя?
Куратор — это помощник или няня для ребёнка в школе. Это значит, что нет вопросов, с которыми куратор не смог бы работать. Однако важно понимать, что это вопросы касаются в основном учебного процесса и относятся к ученику.
Каждую неделю куратор встречается со своими подопечными. В «Онлайн-школе» куратор прикреплён к одному классу и связывается с учениками по очереди. Встречи происходят на платформе Zoom и отвечают на все вопросы ученика или разговаривают на конкретную тему.
С родителями кураторы также находятся в контакте. Примерно один раз в месяц куратор проводит встречу для родителей.
Но, конечно, по ходу обучения всегда возникают ещё вопросы, которые следует обсуждать сразу, поэтому кураторы общаются с родителями и учениками в чатах.
Кураторы также несут в себе и информационную функцию — сообщают об изменениях в расписании и заменах среди учителей, о сроках проведения аттестаций, о новых форматах работы и клубах по интересу, олимпиадах и внеурочных мероприятиях.
Кураторы могут сориентировать родителей, куда им стоит обращаться и по какому вопросу. Если есть вопросы по поводу оплаты или прикрепления к аттестующей школе.
Кроме этого, в старшей школе куратор поддерживает и подбадривает учеников на этапе подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Напряжения в этот момент у учеников достаточно, они волнуются, теряются, у них падает мотивация к деятельности.
Важно понимать, что родители и куратор — это одна команда, которая делает всё, чтобы ребёнок получил от школы всё необходимое для успешного будущего, поэтому спрашивать у кураторов можно всё, что волнует и в чём есть сомнения.
Куратор сопровождает ребёнка, ведёт его по той, дороге, которая может идти совсем неровным маршрутом. В онлайн формате, в отрыве от места, куратор обязательно должен быть.
Комментариев: 2
Нам куратор очень помогает в этой школе. Всегда на связи, все понятно разъясняет.
Кураторы в Онлайн-школе 1 молодцы, всегда отвечают подробно и помогают с учебой.