
Дисграфия и дискалькулия. Что делать, если ребёнку поставили диагноз?
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок с радостью учился и рос. Однако иногда дети сталкиваются с трудностями в обучении, которые порой не дают им чувствовать себя успешным, несмотря на сохранный интеллект.
Дисграфия и дискалькулия — это два распространенных вида специфических нарушений обучения, которые могут серьезно повлиять на успех ребёнка. Но это не приговор.
Понимание знаков, которые указывают на наличие этих проблем, поможет родителям вовремя принять меры и поддержать ребенка на пути к преодолению трудностей, и, возможно, даже максимально компенсировать недостатки.
Дисграфия и дискалькулия — что это?
Дисграфия — это специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в несоответствии между задуманным и тем, что оказывается на бумаге. Но, вопреки распространённому мнению, это не просто проблема с почерком, а серьезное нарушение, связанное с процессами работы мозга, влияющее на моторные навыки, зрительное восприятие и речевой аппарат.
Дети с дисграфией часто имеют проблемы с отображением фонем в графемах, что может проявляться в неправильном написании слов, путанице между буквами, трудностями с оформлением мыслей на бумаге.
Основные ярко выраженные трудности:
- Пропуски букв и слогов: ребенок может написать «белка» как «бека».
- Перестановка букв: слово «кот» может быть записано как «коц».
- Затруднения с написанием чисел и математическими символами.
- Неправильное использование заглавных букв.
- Нежелание писать (психологический барьер к письму).
Дискалькулия, в свою очередь, — это специфическое нарушение, связанное с трудностями в понимании и использовании математических понятий. Это не просто плохие оценки по математике: дети, страдающие от дискалькулии, могут испытывать трудности с пониманием чисел, счетом и решением математических задач. Например, они могут путать знаки операций, неправильно складывать числа или неумело обращаться с предметами, связанными с математикой, с деньгами, например.
Около 3-6% детей сталкиваются с дискалькулией.

Основные признаки дискалькулии
- Невозможность правильно складывать или вычитать, ошибки в устном счете.
- Затруднения в понимании понятия «число». Ребенок может не понимать, что 5 — это больше, чем 3.
- Трудности с определением количества предметов: то есть ребёнку будет сложно понять, сколько на столе лежит предметов, просто посмотрев на них.
- Сложности с решением абстрактных задач.
- Трудности с запоминанием математических фактов, таких как таблица умножения.
- Невозможность представить себе пространство (например, трудности с ориентацией на листе бумаги).
— Затруднения в решении задач на логику, когда нужно применить арифметику.
Как правило, когда в самом младшем возрасте — например, 3 лет — у ребёнка спрашивают, 1 или 3 яблока лежат на столе, он легко ответит на этот вопрос. Но если спросить у ребёнка с дискалькулией, то он вряд ли справится с поставленной задачей даже в 5 лет.
Что делать, если ребенку поставили один из этих диагнозов?
Если вашему ребенку поставили диагноз дисграфия или дискалькулия, важно помнить, что это не конец света и что с помощью методов коррекции многие дети могут добиться значительного прогресса.
Что же делать?
1. Обратитесь к логопеду, дефектологу и психологу, чтобы получить рекомендации по коррекционной работе. Специалисты помогут разработать индивидуальную программу, соответствующую потребностям вашего ребенка. Без них вам будет очень сложно двигаться вперёд — при малейшем «откате» ваши действия снова превратятся в «шаги на ощупь». Поэтому настоятельно рекомендуем с этим не затягивать.
2. Используйте упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики — это может быть рисование, лепка, игры с конструкторами. Например, работа с мелкими деталями конструктора помогает развивать координацию движений. Но помните — если ребёнок понимает, что он не успешен в каком-то деле, то у него будет очень низкая мотивация это делать. Поэтому упражнения лучше всего использовать в игровом формате и самим подключаться к их выполнению.

3. Расскажите учителям и попросите их предоставить вашему ребенку дополнительные задания или облегчить их, в случае если он испытывает сложности с выполнением стандартных. Используйте визуальные методы: схемы, рисунки, карточки.
4. Обеспечьте спокойную и ненапряженную атмосферу для выполнения домашних заданий. Ограничьте время, отведенное на выполнение заданий, чтобы избежать усталости.
5. Сделайте обучение интересным. Например, изучая математику, используйте игровые форматы — математические настольные игры, которые помогут укрепить понимание цифр и операций
Сейчас существует множество образовательных приложений, которые могут помочь ребенку развивать навыки письма и счет. Например, приложения для тренировки памяти и усвоения чисел.
6. Положительное подкрепление. Всегда отмечайте успехи вашего ребенка, даже если они небольшие. Это поможет установить позитивный эмоциональный фон обучения.
7. Практика и повторы. Дети с дисграфией и дискалькулией нуждаются в постоянной практике. Задачи и упражнения должны повторяться несколько раз, но важно делать это в игровой форме, чтобы поддерживать интерес и минимизировать стресс.
8. Найдите группы поддержки для родителей. Общаясь с другими родителями, вы можете открыть для себя успешные стратегии помощи детям. В России существуют форумы, общества поддержки семей, воспитывающих детей с дисграфией и дискалькулией. Помните, у вас должен быть ресурс на то, чтобы помогать своему ребёнку.
9. Обучайтесь сами. Обучение родителей важным стратегиям идет параллельно с обучением детей. Создание поддерживающей домашней образовательной среды также может способствовать улучшению навыков.
Важным аспектом работы является обратная связь. Регулярные встречи с учителем и психологом помогут корректировать программу обучения, создавая индивидуальные пути для каждого ребёнка. Помните, справляться с дисграфией и дискалькулией можно через комплексный подход и активное сотрудничество с педагогами и специалистами. Каждый ребёнок уникален, и его обучение должно быть адаптировано с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей.
И при этом, важно помнить — трудности в обучении не отражают общие способности и ценность ребёнка, и с правильной поддержкой он сможет стать успешны и найти свои сильные стороны.

Попробуйте неделю бесплатно
