
Дислексия у ребёнка: насколько это страшно и что с этим делать?
Содержание:
- Мифы о дислексии
- Как распознать дислексию и поддержать ребёнка?
- Если всё так серьёзно, то что тогда делать?
Дислексия — это специфическое нарушение чтения, которое затрагивает способность человека воспринимать и обрабатывать написанный текст.
Хотя многие люди ассоциируют дислексию исключительно с трудностями в чтении, на самом деле это сложная особенность человека, которое может повлиять на различные аспекты его обучения и развития.
Но неужели ребёнок с дислексией совсем не может учиться в обычной среде? Нужны ли специальные условия для «дисклексиков»? И если да, то как их организовать?
Мифы о дислексии

1. Дислексия — это просто «недостаток мотивации».
Многие родители и учителя могут недоумевать, почему некоторые дети, обладая высоким интеллектом и умственными способностями, не могут читать или писать. Это приводит к заблуждению о том, что такие дети просто ленивы. Но это не так. Для того, чтобы сделать такой вывод, нужно пройти обследование, да и лень никогда не является причиной плохого обучения.
2. Дислексия — это проблема исключительно с чтением.
Хотя основным симптомом дислексии являются трудности с чтением, это расстройство также может затрагивать письмо, правописание и даже устное речь.
Дети с дислексией также могут иметь сложности с запоминанием фактов, что может негативно сказаться на их общей успеваемости.
3. Дислексия не требует профессиональной помощи. Со временем как-нибудь само «рассосётся».
Существует мнение, что родители и учителя могут справиться с дислексией, если просто уделят больше внимания ребёнку.
На практике, однако, многие дети с дислексией нуждаются в специализированных методах обучения и помощи. И здесь ранняя диагностика значительно увеличивают шансы на успешное преодоление трудностей.
Дислексия может влиять на все аспекты школьной жизни: от серьезных трудностей с чтением до неуверенности в себе и низкой самооценки. Дети с дислексией могут первые чувствовать себя не в своей тарелке на уроках, что приводит к нежеланию участвовать в классе.
Как распознать дислексию и поддержать ребёнка?

Один из основных признаков дислексии — это затруднения в распознавании букв и звуков. Например, ребёнок может путать буквы, такие как «б» и «д», или «м» и «н». Это явление связано с особенностями восприятия информации.
Детская дислексия часто сопровождается трудностями в фонематическом восприятии — способности различать и производить звуки в словах.
Другим характерным признаком дислексии является низкая скорость чтения, даже если ребёнок прекрасно знает алфавит и может произносить слова.
Например, детям с дислексией может быть сложно читать простые тексты. Они могут задерживаться на сложных словах и значительно отставать от своих сверстников в обучении чтению.
Также стоит обратить внимание на трудности в написании. Ребёнок может испытывать проблемы с организацией своих мыслей на бумаге: текст может быть неструктурированным, с исправлениями и неразборчивым почерком.
Иногда дети вообще избегают писать, так как это вызывает у них тревогу и страх перед неудачами. Часто они не любят это делать, потому что это очень сложно.
Помимо описанных выше признаков, дислексия может проявляться также в эмоциональных и поведенческих аспектах. Дети с дислексией часто страдают от низкой самооценки и могут испытывать чувство неполноценности, особенно когда видят, что их сверстники достигают успеха в учебе.
Так как дислексия никак не связана с интеллектом, они быстро понимают, что с ними что-то не так, и если рано не диагностировать, что ЭТО, то тогда ребёнок быстро начнёт чувствовать себя хуже всех.
Если всё так серьёзно, то что тогда делать?

Существует несколько доказанных методов и стратегий, которые могут помочь детям с дислексией преодолеть свои трудности.
1. Обучение должно соответствовать потребностям ребенка.
Это может включать использование визуальных материалов, музыки и игр для улучшения навыков чтения.
Метод фонетического обучения хорошо зарекомендовал себя среди специалистов по работе с детьми, страдающими дислексией. Этот метод ориентирован на понимание звуковой структуры языка, что включает в себя звуки, буквы и их сочетания.
Если ребенок имеет трудности с чтением текста, стоит предложить ему материалы с иллюстрациями, инфографикой или видеоматериалы, которые иллюстрируют изучаемый материал. Это позволяет создать более богатую сенсорную среду для обучения.
Если всё же вы даёте ребёнку книгу, то проверьте, что в ней:
• Текст написан крупным шрифтом;
• Присутствуют картинки;
• Между строчками в тексте есть большой интервал;
• Текст состоит из маленьких глав;
• Есть действие в сюжете, и сюжет развивается.
2. Адаптивные технологии, такие как программы текстовой обработки и приложения для чтения, могут значительно улучшить ситуацию.
Например, программы, которые преобразуют текст в речь, чтение произведений по литературе в аудиоформате помогают детям лучше воспринимать информацию.
Не стоит настаивать на чтении, нужно, наоборот, искать успех ребёнка там, где он прослеживается и отмечать его сильные стороны.
3. Создание поддерживающей среды, общения и сотрудничества между родителями, учителями и специалистами по обучению может оказать значительное влияние на успех ребенка.

4. Работа с психологами и нейропсихологами, дефектологами может помочь детям развить уверенность в себе и справиться с социальными трудностями, связанными с дислексией.
«Важно не только научить ребенка читать, но и помочь ему принять себя таким, какой он есть» — Джейн Коул.
Родители могут помочь, предоставляя здоровую эмоциональную атмосферу и поддерживая уверенность ребенка. Похвала за усилия, а не только за результаты, может значительно улучшить восприятие учебного процесса.
Вот книги, которые можно почитать вместе с ребёнком про его особенность:
• «Девочка, которая не умела читать» Сильвия Бишоп;
• «Червивая Луна» Салли Гарднер;
• Про Перси Джексона Рика Риордана;
• «Невероятный мир глазами загадочной Элли» Линда Хант;
• Про Джорджа Стивена и Люси Хокинга.
5. Программы раннего вмешательства могут оказаться очень полезными в распознавании дислексии у детей.
Важно начинать обучение как можно раньше, когда ещё есть возможность повлиять на исход образовательного процесса.
6. Существует множество ресурсов, которые могут помочь родителям и педагогам в обучении детей с дислексией.
В России работает Ассоциация родителей детей с дислексией
Вот некоторые книги для родителей и педагогов:
• «Исключительные. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе» Виктория и Олег Ефимовы;
• «Дар дисклексии» Рональд Девис;
• «Дислексия. Почему ребёнок плохо читает» Т. Воронина;
• «Тетрадь-тренажёр для детей с дислексией» А. Малошик;
• Книги про методики Н.А. Зайцева;
• «Профилактика дисграфии и дисклексии» А.Е. Соболева
Важно помнить, что дислексия — это не недостаток интеллекта, а лишь особый способ обработки информации. С пониманием и поддержкой дети с дислексией могут успешно учиться, развиваться и находить свой уникальный путь в жизни.
Подходы, описанные выше, позволят создать более комфортные условия для их обучения и развития, а также помогут родителям и педагогам стать надежной опорой для этих детей.
Советуем к прочтению: Когда ребёнок бросает начатое: как правильно поступить и помочь?

Попробуйте неделю бесплатно
