Метод «бутерброда»: как общаться с подростками
Общение между родителями и подростками является одной из ключевых составляющих в их отношениях. Но при этом в этой коммуникации часто возникают сбои.
Для того чтобы эффективно дать обратную связь, можно использовать метод «бутерброда». Метод «бутерброда» в обратной связи помогает высказывать своё мнение так, чтобы собеседнику не было обидно и неприятно слышать. Данный подход предложен американским психологом Джоном Баулби и отражает последовательность этапов, которые проходят как родители, так и подростки.
Принцип работы метода «бутерброда»
- Первый этап «бутерброда» — «намазывание масла» или позитивная оценка
На этом этапе важно создать атмосферу доверия и понимания. Родители должны проявить интерес к мнению подростка и установить эмоциональный контакт. Критика и наезды на этом этапе неэффективны и могут привести к сопротивлению со стороны подростка. Лучше всего начать диалог с открытым вопроса, который позволит подростку высказаться. Например: «Как ты провел свой день? Что тебя интересует в настоящий момент?».
Далее следует отметить положительные качества и действия подростка, что поможет создать хорошую атмосферу и повысить его самооценку. Например, можно сказать: «Я заметил, что ты очень стараешься в школе и получаешь хорошие оценки».
- Второй этап бутерброда — «основа бутерброда» или конструктивная критика
Второй этап — «основа бутерброда». На этом этапе важно выразить свою точку зрения и ожидания. Родители могут поделиться своим опытом и предложить подходящие решения. Однако важно делать это таким образом, чтобы подросток не чувствовал ограничений или давления. Здесь следует перейти к основной цели обратной связи и сформулировать конкретные действия или поведение, которое требует изменения. Важно быть конкретным и объективным, избегая обобщений и оскорблений.
Вместо этого, можно использовать «Я-сообщения», которые выражают собственные переживания и эмоции, например: «Я беспокоюсь о твоей безопасности и хотел бы обсудить правила возвращения домой поздно вечером».
Или: «Я хотел бы, чтобы ты больше времени уделял учебе и делал домашние задания более внимательно».
- Третий этап бутерброда — «верхняя часть бутерброда» или позитивное заключение
На этом этапе важно прислушаться к подростку и его мнению. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может высказать противоположную точку зрения или не согласиться с предложенными решениями.
В конце обратной связи следует подчеркнуть приятные качества подростка и выразить надежду на его личностный рост. Например, можно сказать: «Я верю в тебя и знаю, что у тебя все получится, если ты будешь стараться еще больше».
Или сказать: «Я понимаю, что ты думаешь по-другому. Давай попробуем найти компромисс».
«Бутербродом» этот метод называется, потому что то, что смущает или не нравится, «кладётся» в середину между позитивной оценки. Особенно важно это в общении с подростками!
Важно помнить, что обратная связь должна быть балансированной и воздействовать на подростка мотивационно, а не демотивирующе. Конструктивная обратная связь способствует развитию у подростков внутренней мотивации и повышению их самооценки. Дети, которые получают позитивную и конструктивную обратную связь от своих родителей, лучше справляются с учебой, развиваются личностно и достигают больших успехов в жизни.
Давайте сравним примеры
Представим ситуацию: ребёнок занимается футболом, но так им увлёкся, что теперь не делает домашние задания.
Можно, конечно, сказать этот так: «Ты так увлёкся футболом, что совсем забыл об учебе! Что мы будем делать, когда ты не сдашь экзамены?»
А можно попробовать воспользоваться методом «бутерброда»:
— Я действительно впечатлен, как ты стараешься тренироваться каждый день и улучшать свои футбольные навыки. Это отлично!
— Однако, я заметил, что ты недостаточно уделяешь время учебе и время от времени пропускаешь домашние задания. Я хотел бы, чтобы ты больше концентрировался на учебе и делал все задания своевременно.
— Я говорю это, потому что верю в тебя и знаю, что у тебя есть потенциал для успеха и в футболе, и в школе. Давай придумаем вместе, как найти время, и правильно всё спланировать, чтобы у тебя всё получилось! Я готов тебе помочь!
Такой подход позволяет подростку понять, что его усилия замечены и ценятся, одновременно указывая на области, в которых нужно сделать усилия для достижения лучших результатов. Использование метода «бутерброда» в обратной связи помогает улучшить коммуникацию между родителями и подростками и развивает их взаимопонимание.
Подростки, которые имеют открытые и доверительные отношения с родителями, испытывают меньше уровень тревожности и депрессии.
Конечно, правило «бутерброда» — это только часть того, что можно сделать для установления доверительных отношений.
Что можно сделать, чтобы снизить риск развития депрессий?
1. Проявляйте активный интерес к жизни подростка, задавайте открытые вопросы и слушайте его внимательно.
2. Используйте нейтральную и конструктивную обратную связь, избегая критики и обвинений.
3. Позвольте подростку высказывать свое мнение и быть участником процесса принятия решений.
4. Уважайте границы и личное пространство подростка, делая акцент на доверии и взаимном уважении.
5. Используйте «Я-сообщения» для выражения своих эмоций и потребностей, вместо обобщений и подколок.
6. Обсуждайте важные темы в спокойной и непринужденной обстановке, избегая конфликтов и агрессивного тона.
7. Используйте позитивное подкрепление и поощрение за желаемое поведение, чтобы поддерживать мотивацию и связь.
8. Будьте готовы проявлять гибкость и компромиссы при обсуждении проблем и вопросов, чтобы подчеркнуть важность взаимного сотрудничества.
Следуя принципам этапов бутерброда и используя лайфхаки эффективного общения, родители и подростки могут наладить гармоничные отношения и достичь взаимопонимания.