Мотивация ребенка при обучении в заочной школе
Дата публикации
21 января 2021
11 мин
Психология

Мотивация ребенка при обучении в заочной школе

Желание учиться — очень тонкая тема. Как понять, чем вызвано внимание или невнимание ребенка к учебе, чем помочь ему, чтобы процесс получения знаний приносил ему радость и был эффективным? Это зависит от нескольких факторов, первый из которых — возраст. Отношение к учебе у младших школьников, учеников среднего звена и старшеклассников отличается, поэтому нужны разные инструменты, чтобы повысить их учебную мотивацию:

Младшеклассники

Познавательные мотивы формируются именно в младшем школьном возрасте. Именно поэтому так важно в это время создать ребенку комфортные для учебы условия. Ученики первого и второго класса легче переживают неудачи: во-первых, это связано с попаданием в новую для них среду, правила которой они пока только осваивают. Они активно пытаются исправить положение, если учатся недостаточно хорошо, и важная задача родителей и учителей, поддерживая детей в этом начинании — не корить за ошибки и поощрять желание стать лучше. К сожалению, часто именно в это время за ребенком может закрепиться статус отстающего. Причина этого — поведение взрослых: и учителя, и родители могут своими словами и действиями легко убедить ребенка в том, что он неспособен учиться хорошо и стараться нет смысла. В этом случае к третьему и четвертому классу ребенок приходит не просто без желания учиться, но и со стойким отвращением ко всему, что связано с предметом, который не дается, или к учебному процессу в целом.

Средний школьный возраст

Самый сложный период с точки зрения учебной мотивации. Это период, когда главным интересом детей становится осознание собственной личности и общение с окружающими. Главные вопросы, интересующие ребенка — «Кто я?», «Каково моё отношение к миру?», «Как меня воспринимают люди вокруг?». Познание мира отходит на второй план. Если у ребенка были проблемы с учебной мотивацией в младших классах, то этот новый круг интересов только усугубит их. У детей, которые в начальной школе учились хорошо, в это время могут серьезно сместиться приоритеты. Учителям и родителям в этот момент важно уметь мягко регулировать этот процесс, объяснить необходимость учиться и заинтересовать ребенка.

Старшеклассники

В этом возрасте учеба вновь становится значимой частью жизни школьника — ведь от нее зависит его будущее. Ведущим здесь становится момент профориентации. Осознанного отношения к учебе можно добиться тогда, когда старшеклассник знает, какой путь собирается выбрать в дальнейшем и чему нужно уделить пристальное внимание для этого. Опасность здесь таится в том, что именно ученики старшей школы относятся к предметам избирательно, занимаясь только теми предметами, от которых зависит, например, успешное поступление в вуз. Остальная программа в этом случае может оказаться запущенной. Важно убедить ребенка в том, что внимания требуют все предметы, но с пониманием отнестись к тому, что он предпочитает фокусироваться на чем-то одном.

Как работать с мотивацией, также зависит от отношения ребенка к занятиям и его успешности в них. Здесь можно выделить четыре основных типа:

  1. Ребенок хочет учиться и легко справляется с учебными заданиями
    Этот случай идеален. Единственная задача родителей и учителей здесь заключается в том, чтобы поддерживать сложившееся состояние. Для этого стоит:
    • Поощрять ребенка в его стремлении к знаниям, предлагать новые интересные задачи — участие в конкурсах и олимпиадах, создание исследовательских проектов. Важно создать условия, в которых талантливый ребенок мог бы проявлять творческий подход к учебе.
    • Дать ребенку возможность самостоятельно выбирать области проявления собственных умений и знаний. Родителям не стоит решать за ребенка, каким образом лучше развивать его способности (расхожий пример — родители выбирают для ребенка музыкальную школу в то время, как он хотел бы заниматься робототехникой, или учитель отправляет его на олимпиаду по математике, когда он хотел бы углубленно заниматься историей).
    • Помогать ребенку оставаться уверенным в собственных силах — всегда проявлять искреннюю радость за его новые победы («Ты молодец, здорово получилось!» вместо «Ну это же ты, иначе быть не могло»).
  2. Ребенок не проявляет интереса к учебе, но она дается ему легко
    Здесь мы имеем дело с ребенком, у которого есть все навыки и умения для успешной учебы, но он не понимает, для чего ему это нужно. Скорее всего, это связано с рядом ошибок, в то или иное время допущенными учителями или родителями. В этом случае нам предстоит заново вырастить интерес ребенка к занятиям. Чтобы это сделать, нужно разобраться с причиной угасания интереса:
    • Скука. Может быть связана с тем, что талантливый ребенок слишком легко и быстро справляется с заданиями, рассчитанными на среднего ученика. Решение — индивидуально подобранные задания или вовлечение в исследовательскую деятельность. Скучно на занятиях может быть и из-за ненадлежащего преподавания. Тогда стоит задуматься о том, чтобы найти преподавателя, с которым ребенку будет интересно.
    • Травмы из прошлого. Зачастую они связаны с педагогическими ошибками со стороны учителей или родителей. Здесь ключевую роль может сыграть подчеркнуто негативное отношение взрослого к деятельности или даже личности ребенка. Часто это связано и с худшим мотиватором, который взрослые могут «изобрести» для ребенка — со страхом. Страх плохих оценок, замечаний, давления со стороны родителей не позволяет ребенку фокусироваться на знаниях, его эмоциональное состояние мешает нормально воспринимать и усваивать учебный материал. В этой ситуации важно понять причины негатива и постараться устранить их. Если учителя и родители не могут совместными усилиями справиться с этим, стоит подключить к решению проблемы психолога.
  3. Ребенку интересна учеба, но она непросто ему дается
    Часто именно это проявление и называют отсутствием мотивации. На деле это не совсем так: очень возможно, что если бы у ребенка были необходимые умения и навыки, он искренне заинтересовался бы учебой. Что делать? Вернуться назад, к тому моменту, в который у ребенка появились сложности с восприятием предмета. Дать необходимые знания для того, чтобы в дальнейшем он усваивался успешно.
  4. Ребенок не заинтересован в учебе и плохо справляется с заданиями
    Отсутствие мотивации к учебе в чистом виде. Такая ситуация складывается годами, и как правило здесь мы имеем дело с запущенными случаями из двух предыдущих пунктов. Не исключен и тот вариант, что подобное отношение к собственной деятельности сформировалось у ребенка еще в дошкольном возрасте.

Заочная школа и учебная мотивация

Существует мнение, что обучение вне стен школы снижает мотивацию ребенка — нет постоянного контроля учителя, а домашняя обстановка расхолаживает. Благодаря примерам, которые мы привели выше, можно убедиться, что это вещи, которые мало связаны между собой. В Онлайн-школе № 1 мы создали все условия для того, чтобы сделать обучение школьников интересным и увлекательным процессом:

  • Индивидуальные программы обучения. Мы подбираем программы, наилучшим образом подходящие каждому ребенку, а изучать материалы он может с той скоростью, которая комфортна именно для него.
  • Помощь с предметами, вызывающими сложности. Мы можем предоставить ученику доступ ко всем необходимым для заполнения пробелов в знаниях материалам, организуем групповые и индивидуальные консультации с преподавателями.
  • Интересные занятия. Мы постарались сделать все материалы наших уроков максимально разнообразными и интересными, использовав разные методы подачи знаний — теоретические материалы, схемы и инфографику, видео, разнообразные тесты.
  • Высокая квалификация преподавателей. Мы сотрудничаем с лучшими преподавателями Москвы и Петербурга. Еженедельно наши ученики встречаются с ними на онлайн-консультациях, где могут задать все интересующие их вопросы и получить подробные и качественные ответы.
  • Помощь куратора. За каждым своим учеником мы закрепляем куратора, который в любой момент может помочь со всеми организационными вопросами. Также наши кураторы следят за успеваемостью ребенка и его посещаемостью, вовремя информируя родителей о возможных проблемах.
Понравилась статья?
круто
средне
Автор публикации
Елена Петрова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Дата публикации
21 января 2021
Автор публикации
Елена Петрова
Отвечаем на ваши вопросы
Как устроено

Домашнее
обучение?

Попробуйте неделю бесплатно

Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
Попробуйте неделю

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    Или свяжитесь с нами в мессенджерах

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
    на обработку персональных данных
    Похожие статьи
    10 советов для поддержания мотивации при обучении в онлайн-школе
    Как бороться с прокрастинацией школьнику
    7 эффективных техник тайм-менеджмента для подростка: подробный гайд
    Генеральный план: учимся ставить цели на год и достигать их
    Мотивация школьника. Как поддерживать мотивацию в обучении?
    Советы по тайм-менеджменту для домашнего онлайн-обучения
    Как вдохновить ребенка на учебу
    Ребенок не хочет учиться. Что делать?
    Мотивация ребёнка
    Популярные статьи
    Новые статьи
    Поделка змея к Новому 2025 году!
    Обязательные и предметы по выбору: какие сдавать на ЕГЭ–2025?
    Как расписание помогает успешно совмещать художественную гимнастику и учебу в школе?
    Почему в школах нельзя играть в карты?
    Онлайн-школы и ФГОС – правила взаимодействия
    Что делать, если ученик не успевает за школьной программой?
    Подарки учителям на Новый Год от детей своими руками
    Какая учебная программа во 2-ом классе
    Изучение Лермонтова в школьной программе: гид по ключевым произведениям