Мотивация ребенка при обучении в заочной школе
Желание учиться — очень тонкая тема. Как понять, чем вызвано внимание или невнимание ребенка к учебе, чем помочь ему, чтобы процесс получения знаний приносил ему радость и был эффективным? Это зависит от нескольких факторов, первый из которых — возраст. Отношение к учебе у младших школьников, учеников среднего звена и старшеклассников отличается, поэтому нужны разные инструменты, чтобы повысить их учебную мотивацию:
Младшеклассники
Познавательные мотивы формируются именно в младшем школьном возрасте. Именно поэтому так важно в это время создать ребенку комфортные для учебы условия. Ученики первого и второго класса легче переживают неудачи: во-первых, это связано с попаданием в новую для них среду, правила которой они пока только осваивают. Они активно пытаются исправить положение, если учатся недостаточно хорошо, и важная задача родителей и учителей, поддерживая детей в этом начинании — не корить за ошибки и поощрять желание стать лучше. К сожалению, часто именно в это время за ребенком может закрепиться статус отстающего. Причина этого — поведение взрослых: и учителя, и родители могут своими словами и действиями легко убедить ребенка в том, что он неспособен учиться хорошо и стараться нет смысла. В этом случае к третьему и четвертому классу ребенок приходит не просто без желания учиться, но и со стойким отвращением ко всему, что связано с предметом, который не дается, или к учебному процессу в целом.
Средний школьный возраст
Самый сложный период с точки зрения учебной мотивации. Это период, когда главным интересом детей становится осознание собственной личности и общение с окружающими. Главные вопросы, интересующие ребенка — «Кто я?», «Каково моё отношение к миру?», «Как меня воспринимают люди вокруг?». Познание мира отходит на второй план. Если у ребенка были проблемы с учебной мотивацией в младших классах, то этот новый круг интересов только усугубит их. У детей, которые в начальной школе учились хорошо, в это время могут серьезно сместиться приоритеты. Учителям и родителям в этот момент важно уметь мягко регулировать этот процесс, объяснить необходимость учиться и заинтересовать ребенка.
Старшеклассники
В этом возрасте учеба вновь становится значимой частью жизни школьника — ведь от нее зависит его будущее. Ведущим здесь становится момент профориентации. Осознанного отношения к учебе можно добиться тогда, когда старшеклассник знает, какой путь собирается выбрать в дальнейшем и чему нужно уделить пристальное внимание для этого. Опасность здесь таится в том, что именно ученики старшей школы относятся к предметам избирательно, занимаясь только теми предметами, от которых зависит, например, успешное поступление в вуз. Остальная программа в этом случае может оказаться запущенной. Важно убедить ребенка в том, что внимания требуют все предметы, но с пониманием отнестись к тому, что он предпочитает фокусироваться на чем-то одном.
Как работать с мотивацией, также зависит от отношения ребенка к занятиям и его успешности в них. Здесь можно выделить четыре основных типа:
- Ребенок хочет учиться и легко справляется с учебными заданиями
Этот случай идеален. Единственная задача родителей и учителей здесь заключается в том, чтобы поддерживать сложившееся состояние. Для этого стоит:- Поощрять ребенка в его стремлении к знаниям, предлагать новые интересные задачи — участие в конкурсах и олимпиадах, создание исследовательских проектов. Важно создать условия, в которых талантливый ребенок мог бы проявлять творческий подход к учебе.
- Дать ребенку возможность самостоятельно выбирать области проявления собственных умений и знаний. Родителям не стоит решать за ребенка, каким образом лучше развивать его способности (расхожий пример — родители выбирают для ребенка музыкальную школу в то время, как он хотел бы заниматься робототехникой, или учитель отправляет его на олимпиаду по математике, когда он хотел бы углубленно заниматься историей).
- Помогать ребенку оставаться уверенным в собственных силах — всегда проявлять искреннюю радость за его новые победы («Ты молодец, здорово получилось!» вместо «Ну это же ты, иначе быть не могло»).
- Ребенок не проявляет интереса к учебе, но она дается ему легко
Здесь мы имеем дело с ребенком, у которого есть все навыки и умения для успешной учебы, но он не понимает, для чего ему это нужно. Скорее всего, это связано с рядом ошибок, в то или иное время допущенными учителями или родителями. В этом случае нам предстоит заново вырастить интерес ребенка к занятиям. Чтобы это сделать, нужно разобраться с причиной угасания интереса:- Скука. Может быть связана с тем, что талантливый ребенок слишком легко и быстро справляется с заданиями, рассчитанными на среднего ученика. Решение — индивидуально подобранные задания или вовлечение в исследовательскую деятельность. Скучно на занятиях может быть и из-за ненадлежащего преподавания. Тогда стоит задуматься о том, чтобы найти преподавателя, с которым ребенку будет интересно.
- Травмы из прошлого. Зачастую они связаны с педагогическими ошибками со стороны учителей или родителей. Здесь ключевую роль может сыграть подчеркнуто негативное отношение взрослого к деятельности или даже личности ребенка. Часто это связано и с худшим мотиватором, который взрослые могут «изобрести» для ребенка — со страхом. Страх плохих оценок, замечаний, давления со стороны родителей не позволяет ребенку фокусироваться на знаниях, его эмоциональное состояние мешает нормально воспринимать и усваивать учебный материал. В этой ситуации важно понять причины негатива и постараться устранить их. Если учителя и родители не могут совместными усилиями справиться с этим, стоит подключить к решению проблемы психолога.
- Ребенку интересна учеба, но она непросто ему дается
Часто именно это проявление и называют отсутствием мотивации. На деле это не совсем так: очень возможно, что если бы у ребенка были необходимые умения и навыки, он искренне заинтересовался бы учебой. Что делать? Вернуться назад, к тому моменту, в который у ребенка появились сложности с восприятием предмета. Дать необходимые знания для того, чтобы в дальнейшем он усваивался успешно. - Ребенок не заинтересован в учебе и плохо справляется с заданиями
Отсутствие мотивации к учебе в чистом виде. Такая ситуация складывается годами, и как правило здесь мы имеем дело с запущенными случаями из двух предыдущих пунктов. Не исключен и тот вариант, что подобное отношение к собственной деятельности сформировалось у ребенка еще в дошкольном возрасте.
Заочная школа и учебная мотивация
Существует мнение, что обучение вне стен школы снижает мотивацию ребенка — нет постоянного контроля учителя, а домашняя обстановка расхолаживает. Благодаря примерам, которые мы привели выше, можно убедиться, что это вещи, которые мало связаны между собой. В Онлайн-школе № 1 мы создали все условия для того, чтобы сделать обучение школьников интересным и увлекательным процессом:
- Индивидуальные программы обучения. Мы подбираем программы, наилучшим образом подходящие каждому ребенку, а изучать материалы он может с той скоростью, которая комфортна именно для него.
- Помощь с предметами, вызывающими сложности. Мы можем предоставить ученику доступ ко всем необходимым для заполнения пробелов в знаниях материалам, организуем групповые и индивидуальные консультации с преподавателями.
- Интересные занятия. Мы постарались сделать все материалы наших уроков максимально разнообразными и интересными, использовав разные методы подачи знаний — теоретические материалы, схемы и инфографику, видео, разнообразные тесты.
- Высокая квалификация преподавателей. Мы сотрудничаем с лучшими преподавателями Москвы и Петербурга. Еженедельно наши ученики встречаются с ними на онлайн-консультациях, где могут задать все интересующие их вопросы и получить подробные и качественные ответы.
- Помощь куратора. За каждым своим учеником мы закрепляем куратора, который в любой момент может помочь со всеми организационными вопросами. Также наши кураторы следят за успеваемостью ребенка и его посещаемостью, вовремя информируя родителей о возможных проблемах.