Лёгкий способ запомнить таблицу умножения
Самый главный страх многих поколений родителей связан именно с ней. Она сложная, не поддаётся изучению, говорят, что нужно её просто зазубрить. Многие пытаются это сделать, но ничего не выходит – в ней ровно 100 примеров, и кажется, что это невозможно. Сколько слёз и страданий из-за неё случилось, сколько напряжений и стресса! Ох, уж эта таблица умножения.
Многие родители считают, что проблема запоминания таблицы умножения связана с тем, что у ребёнка просто плохая память. Он не может её запомнить, однако почему-то запоминает то, что ему интересно и вообще много другого в своей жизни. Почему?
Потому что проблема запоминания таблицы не связаны с плохой памятью.
Дело в том, что человеческий мозг способен запомнить что угодно, если он ярко в деталях может представить образ этого в своей голове. Мало кто вспоминает о развитии образного мышления, но именно оно и гарантирует успешное запоминание многих вещей.
Вот представьте, что вам объясняют круговорот воды в природе. Если по ходу объяснения вы можете представить, что происходит с водой – прямо прорисовать весь её путь – то вам будет намного легче запомнить, что с ней происходит.
Также и с вычислениями. Мы учим складывать предметы с помощью простых бытовых ситуаций «было-стало», вычитать благодаря историям «было – отдал/потерял/исчезло».
Понимая логику и механизм вычисления, осознавая то, что именно происходит, мы запоминаем.
И проблемы запоминания таблицы умножения связаны именно с отсутствием образа умножения. Который, на самом деле, очень нетрудно объяснить.
В этой статье мы расскажем вам о двух способах легко запомнить таблицу умножения.
1. Создаём образ умножения
Для этого способа мы рекомендуем использовать тетрадь в клеточку.
Очень многие дети не могут научиться быстро вычислять примеры с умножением именно потому, что не могут понять логику.
Например, необходимо решить пример 3*5
Как это сделать?
Попробуйте объединить 3 клетки вместе и нарисуйте прямоугольник из 5 столбцов по 3 клетки.
Здесь мы видим, что у нас получился прямоугольник и в начале можем просто посчитать, сколько в нём получилось клеток.
Таким образом, мы понимаем, что 3 клетки по 5 раз – это 15 клеток.
В математике существует правило: при умножении от перемены мест множителей результат не меняется.
Это правило легко объяснить с помощью образа.
Давайте теперь умножим 5*3 и нарисуем прямоугольник, взяв 5 клеток по 3 раза.
Мы видим, что у нас получился тот же прямоугольник, что и в первый раз, только перевёрнутый.
Это значит, что в нём снова будет 15 клеток.
Таким образом, мы создаём для ребёнка образ умножения. Благодаря тренировки ваш ребёнок запомнит уже не цифры, которые ничего не значат, а прямоугольники, состоящие из разного количества клеток.
Ведь, если ты знаешь, что 3*4=12
, то 6*4 – это 2 таких прямоугольника, а значит = 24.
И в дальнейшем он сможет даже легко выходить за пределы таблицы.
2. Логический способ
Этот способ широко распространён среди учителей и репетиторов. Он говорит, что для того, чтобы выучить таблицу умножения, надо заполнить несколько простых правил, выучить их и дальше останется запомнить лишь несколько примеров.
Первое правило: от перемены мест множителей произведение не меняется.
Если ребёнок запоминает это правило, то таблица умножения сильно сокращается. То есть уже не нужно учить отдельно, сколько будет 7*3, если мы знаем, что 3*7=21.
Второе правило: при умножении на 2 и 3 можно пользоваться методом сложения.
То есть, 2*5 – это 2+2+2+2+2.
Это правило помогает представить логику умножения и заметно облегчает вычисление простых примеров.
Третье правило: при умножении на 1 число остаётся прежним.
8*1=8
И так все числа.
Четвёртое правило: при умножении на 10 к числу прибавляется 0.
5*10=50
Пятое правило: при умножении на 5 в результате всегда получится число с 5 или 0 на конце. Если 5 умножается на нечётное число, то получится 5. Если 5 умножается на чётное, то 0.
7*5 =35
5*6 = 30
Шестое правило: результаты умножения на 5 в два раза меньше, чем при умножении на 10.
3*10 = 30
3*5 = (30/2) 15
Седьмое правило: при умножении числа на 9, можно отнимать число от результата умножения на 10.
5*9 = 5*10 – 5 = 50 – 5 = 45
Благодаря этим правила остаётся несколько примеров, которые нужно выучить наизусть.
3*6=18
3*7=21
3*8=24
4*4=16
4*5=20
4*6=24
4*7=28
4*8=32
6*6=36
6*7=42
6*8=48
7*7=49
7*8=56
8*8=64
Так вместо 100 примеров нужно запомнить всего лишь 7 правил и 14 примеров. Это значительно сокращает время заучивания таблицы умножения!
Для того, чтобы запоминать правила или образы было легче, попробуйте подготовить карточки с примерами и результатами и в игровой форме вместе с ребёнком попробуйте решить их.