Стоит ли изучать математику в раннем возрасте?
Нам всем иногда кажется, что математика вообще особо никому не нужна. Особенно та, которую проходят в старших классах школы или на математическом факультете в любом вузе. Каждый ученик в своей жизни хотя бы раз, но задаёт вопрос: «Зачем мне математика?» Но сейчас всё чаще и чаще современные подходы в воспитании и образовании детей говорят нам о том, что математикой следует начать заниматься с раннего возраста. Почему?
Математика не просто наука
Благодаря навыкам, которые мы приобретаем, занимаясь математическими вычислениями, развиваются функции головного мозга, и за счёт этого мы можем делать выбор, понимать и анализировать другие ситуации, происходящие в нашей жизни. Развивая у ребёнка способность думать и решать пока сложные, но реальные задачи в раннем возрасте, мы помогаем ему подготовиться к сложным ситуациям в зрелом возрасте.
Также занятия математикой развивают абстрактное, комбинаторное и пространственное мышление, зрительную память, способность упорядочивать, выводить закономерности и анализировать, создавать гипотезы, доказывать своё мнение и приходить к выводам. Это самые полезные навыки в современном мире. И период с двух (по некоторым теориям, с нуля) и до шести лет считается самым продуктивным для развития этих способностей.
Поэтому учёные говорят о том, что математикой следует начать заниматься в самом раннем возрасте.
«А как же счастливое детство?» – интересуются многие родители. Неужели стоит лишить ребёнка того, что ему интересно во имя академических занятий? Конечно, нет. Ни в коем случае в раннем возрасте нельзя проводить академических занятий по математике с учебниками и рабочими тетрадями. Ведь на самом деле, математика – это наша жизнь, и всё, что мы делаем каждый день, имеет к ней отношение.
Математика – это не скучно
Так, например, ребёнок примерно с двух лет (или раньше) сам начинает интересоваться понятиями: маленький/большой, много/мало; начинает изучать формы и цвета, обращает внимания на цифры и их значения. В этом возрасте не стоит организовывать специальные условия для занятий, достаточно иногда просто выйти на улицу: «Вот плывёт одна уточка, а утят с ней – много»; «Я дам тебе одно яблоко и порежу на много долек»; «Сколько тебе лет? Правильно, 1 годик»; «Давай посчитаем пальчики на руках и ногах?».
Так с помощью окружающей среды и через маму и папу ребёнок формирует в себе базовые представления о математике. В этот период важно разговаривать с ребёнком, обращать внимание на то, что ему интересно, но не настаивать.
Мозг маленького человека развивается постепенно, поэтому все занятия должны быть очень предметные, бытовые. Понятие абстрактного ребёнку пока будет недоступно. Но постепенно ребёнок научится понимать, что такое число, как оно связано с количеством, начнёт решать задачи и выстраивать логические цепочки в голове. Главное – помнить, что всё происходит постепенно и не торопиться.
Занятия математикой в раннем возрасте помогают нам легче справляться со сложными задачами в будущем и намного легче осваивать любой другой материал. Но если ребёнок не обращает пока особого внимания на цифры, сравнительные категории и формы, не переживайте. Это всего лишь означает, что нужно найти другой подход, например, через игру и то, что ему сейчас интересно.
Главное, что необходимо помнить: занятия математикой должны приносить удовольствие в любом возрасте.