Роль рабочего места ученика в обучении
Помните советские мультфильмы об учениках? Там у отличника всегда в комнате был порядок, всё красиво разложено по полочкам и много места на рабочем столе, а у двоечника наоборот — везде грязь, беспорядок и на столе непонятно что происходит. Такой образ создан специально, чтобы как можно ярче передать характер героев. Это художественный прием, но и в действительности беспорядок на рабочем столе напрямую связан с успеваемостью и усвоением материала. Поэтому в этих мультфильмах есть доля правды.
Как беспорядок на рабочем столе влияет на обучение?
Для этого необходимо разобраться, что же такое беспорядок.
Беспорядок — это:
Если на рабочем месте находятся предметы, напрямую не связанные с получением новых знаний — предметы одежды или быта, игрушки, отвлекающие от учебного процесса;
Если на столе нет достаточного места для работы из-за хаотичного расположения предметов;
Если стол загружен всеми учебниками и тетрадями сразу, всеми карандашами и линейками, что есть в доме, сразу;
Если нет организованной системы хранения вещей, необходимых для обучения.
У каждого из нас бывает беспорядок на рабочем месте. И, несмотря на то, что многие могут продолжать работу в хаосе, в итоге мы всё же наводим порядок и приходим к своей собственной, удобной системе организации рабочей зоны. Это происходит не просто так.
- Дело в том, что мозг человека всегда стремится к организации и понятной структуре — так ему легче функционировать и спокойно работать, не отвлекаясь на лишнюю информацию. Когда же к нам поступает сразу огромное количество отвлекающих стимулов, головной мозг перегружается, пытаясь обработать всё сразу и вычленить главное, и быстрее устаёт. Именно поэтому лучше не держать на рабочем месте много посторонних вещей. Мы отвлекаемся и тратим слишком много сил, когда смотрим на них, хотя могли бы потратить их на обучение.
- Организация рабочего пространства влияет на эффективность рабочего процесса ещё и потому, что мы не тратим время, чтобы разгрести стол, найти на нём нужный карандаш или учебник. Тем самым мы сокращаем время на выполнение задания.
- «Порядок в комнате — порядок в голове» — не просто надоедливая фраза со времён наших бабушек, но и реально работающий закон. Способность структурировать то, что нас окружает, говорит о возможностях нашего мозга.
Именно поэтому рабочее место ученика напрямую связано с эффективностью обучения, и важно следить за его состоянием: порядком, комфортным расположением, а также освещением.
Как правильно организовать рабочее место?
- Рабочее место должно располагаться в комнате с достаточной влажностью и температурой и периодически проветриваться. По рекомендациям ВОЗ: влажность — 40-60 %, температура воздуха — 18-20 градусов.
- Проверьте, что вся мебель подобрана по росту или подкорректируйте стул и рабочий стол так, чтобы ребёнку было удобно сидеть и проводить несколько часов за выполнением домашнего задания.
- Лучше всего поставить стол около окна так, чтобы освещение падало с левой стороны для правшей и с правой — для пишущих левой рукой ребят.
- Во время работы за столом не должно быть посторонних предметов, а все необходимое лучше разложить заранее: ручку, карандаш и линейку — слева от себя, учебник или тетрадь — посередине.
- Желательно, чтобы во время работы комната была изолирована от посторонних звуков.
Эти правила рекомендованы не просто так, а потому, что они действительно повышают эффективность и заметно сокращают время работы. Так что, если вам важно, чтобы ребёнок успевал больше за короткое время, попробуйте вместе с ним организовать пространство для учёбы. Возможно, тогда выполнение домашних заданий будет проходить намного легче.