Разбираемся, как будет выглядеть учеба по-новому и зачем вообще нужны такие новшества.
Всех под одну гребенку
Судя по заявлениям Минпросвещения, главная цель новой системы — максимально синхронизировать учебный процесс во всех школах страны.
Если совсем просто, школьники во всех регионах будут осваивать дисциплины по единому плану — в заданном темпе, с определенным количеством уроков в неделю и допустимым объемом домашних заданий. А в конечном итоге все это должно помочь найти баланс между учебой и другими сферами жизни. Естественно, школы получат возможность корректировать единое расписание под свои особенности, но только в рамках общего курса.
Какие проблемы это решит?
Ожидается, что унификация учебного процесса позволит прежде всего решить проблему перегрузок. Как в сторону учеников, так и педагогов.
Итак, что планируется сделать:
• нагрузка на учителей будет распределяться более равномерно за счет строгого нормирования учебного плана. Особенно актуально это для педагогов, которые по разным причинам совмещают несколько ставок;
• при составлении расписания будут учитывать биоритмы школьников. Не секрет же, что производительность труда не одинакова в разные дни недели и время суток? Именно эти особенности и хотят взять в расчет при планировании. Например, контрольные не нужно ставить первыми и последними уроками, а сложные дисциплины должны чередоваться с более легкими;
• лимит на контрольные работы. Еще одно нововведение, которое должно снизить уровень стресса у школьников. По новым правилам, всевозможные проверочные работы (в том числе ВПР) не должны превышать 10% от общего времени, выделенного на изучение дисциплины;
• перевод ребенка в другую школу станет проще. В этом поможет единое планирование, которое позволит избежать разрывов между программами разных школ;
• домашние задания тоже нормируют. Школьники, сидящие за уроками до ночи — это, к сожалению, наша суровая реальность. И о проблеме не один раз говорили на самых высоких уровнях. С введением единого расписания объемы домашних заданий будут регламентироваться таким образом, чтобы они вписывались в нормы СанПиН о допустимом времени на выполнение ДЗ. Например, первоклассники могут сидеть за домашкой не дольше одного часа, а пятиклассники — не больше двух часов.
Последний пункт особенно интересен. На самом деле, нормы СанПиН никто не отменял и раньше, соответственно объемы домашних заданий и так должны были вписываться в регламент. Увы, на практике эти правила соблюдались крайне редко. особенно в случае с учащимися, вступившими в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В контексте этого вопроса единое расписание сложно назвать нововведением. Остается только надеяться, что на этот раз школы все же прислушаются к федеральным рекомендациям.
«За» и «против»: мнения разделились
Если верить результатам опросов по теме, большинство педагогов, экспертов и родителей поддерживает идею единого расписания. Во всяком случае, потенциальную пользу для детей никто не отрицает.
«Речь идет о дозировании нагрузки, о борьбе с перегрузкой, о сокращении количества контрольных и проверочных работ, со всем, что утяжеляет работу ребенка, домашние задания. Есть санитарные нормы, которые нельзя превышать. Совершенно правильное направление», — считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Но не обошлось без скептических оценок.
Например, пока не совсем понятно, как подстроить единое расписание под особенности образовательного процесса в профильных классах или школах с углубленным изучением какого-то предмета.
«У меня девять часов математики, потому что мы — лицей с углубленным изучением предметов технического и естественного научного цикла, а в общеобразовательной школе пять часов математики. Мы что должны сделать? Уложить девять в пять или пять в девять?» — высказывается директор петербургского лицея № 369 Константин Тхостов.
Еще одна проблема — нехватка учителей, в условиях которой реализация идеи единого планирования выглядит довольно туманно.
«Как сие возможно при лютейшей нехватке учителей? Как? Я вот реально на три школы работаю — и что? Как вы там мое расписание в ваши биоритмы впишете?!» — спрашивает учитель истории Иннокентий Кресик.
Похожими вопросами сегодня задаются многие работники образования. И ответов на них пока никто не дал.
Коротко о главном
Никто не сомневается, что единому расписанию быть.
В Мипросвещения еще весной заявляли, что разработка новой системы уже завершается. И при правильном подходе унификация образовательного процесса вполне может стать «глотком свежего воздуха» для школьников, которые сегодня живут в условиях диких перегрузок. Да и учителям проще будет.
Но для реализации идеи на практике государству придется разработать четкие инструкции по внедрению единого расписания и планирования. И в них должны быть ответы на самые проблемные вопросы.
• Как будут рассчитываться объемы домашних заданий, чтобы суммарная нагрузка вписывалась в допустимые нормы? И не станет ли эта работа дополнительной нагрузкой на педагогов?
• Не приведет ли снижение нагрузки на педагогов к еще большему дефициту кадров? Не секрет, что сегодня многие педагоги совмещают несколько ставок, тем самым закрывая нехватку специалистов. И если «отнять» дополнительные ставки, кто будет учить детей?
• Снижение нагрузки на педагогов = снижение зарплат. Не приведет ли это к новому витку оттока кадров?
Все эти вопросы требуют тщательной проработки и разъяснений. Только в этом случае единое расписание получится внедрить на практике. В противном случае идея рискует остаться лишь «на бумаге».
Рекомендуем к прочтению: Подростки с 14 лет смогут работать в выходные и праздники на каникулах
Фото: freepik.com