Давайте познакомимся с этими данными поближе.
ЕГЭ для педагогов: кто «за»?
Опрос по теме провели среди 1600 респондентов из всех регионов страны. Естественно, среди них были и родители школьников.
Итоги исследования говорят сами за себя: 56% опрошенных уверены, что педагоги должны проходить ЕГЭ по профилю хотя бы периодически. Свою позицию сторонники идеи объясняют просто: результаты аттестации учителей покажут их настоящую квалификацию. Да и вообще, это будет честно.
Кстати, среди родителей старшеклассников инициативу поддерживают и вовсе рекордные 62% респондентов — то есть почти две трети. Против экзаменов для педагогов выступили порядка 20% участников опроса. Их мнение — педагоги и так регулярно подтверждают свою квалификацию на всевозможных курсах. Зачем перегружать их еще и сдачей ЕГЭ?
Остальные опрошенные пока не определились с ответом. «Может, и должны сдавать, но публично обнародовать — нет», — считают эти респонденты.
Ну и немного статистики. Мужчины чаще женщин выступают за то, чтобы учителя тоже сдавали ЕГЭ (58% против 55%), при этом среди респондентов старше 45 лет сторонников ЕГЭ для педагогов меньше, чем среди участников опроса помладше.
Еще один занимательный факт — люди с доходом более 100 тысяч рублей в месяц намного чаще (66%) поддерживали идею аттестации педагогов, чем опрошенные с зарплатой до 50 тысяч рублей (51%).
А самих педагогов спросили?
Данных по опросам среди учителей пока нет, но кое-какие выводы можно сделать из комментариев в соцсетях. Так, сама идея не вызвала особого отторжения у преподавательского состава, а вот ее целесообразность — это вопрос.
«Какая цель у инициативы? Просто одобрение словесное? Был бы смысл, если бы для тех, кто сдал не на самые высокие баллы, разработать какие-то определенные курсы. Или создать рейтинг в школе, как при поступлении в вуз, от которого бы зависела оплата труда: кто лучше сдал, тот получает надбавки, например. Иначе я не вижу смысл в обязательной сдаче», — считает учитель русского и литературы из северной столицы.
Конечно, нашлись и противники такого тестирования. Их аргумент — зачем сдавать ЕГЭ, если педагоги и так регулярно проходят всевозможные аттестации? И тут же предлагают обязать сдавать Единый госэкзамен самих разработчиков заданий.
«Интересно, знают ли россияне о том, сколько различных тестирований, в том числе и с ограничением по времени, проходят педагоги? Возможно, справедливее было бы обязать регулярно сдавать ЕГЭ тех, кто эти экзамены составляет? Это было бы честно как по отношению к ученикам, так и к учителям, которые их к этим испытаниям готовят», — размышляет учитель математики из Екатеринбурга.
Прецеденты уже есть
Тем временем многие московские педагоги вообще не понимают сути спора — они уже не один год практикуются в сдаче ЕГЭ. Например, учителя отдельных школ каждые пять лет сдают Единый госэкзамен по профилю в Московском центре качества образования. А потом еще и проверяют работы коллег.
В регионах такие случаи тоже есть. Где-то педагогов и вовсе обязывают сдавать ОГЭ и ЕГЭ в качестве подтверждения квалификации.
«Большинство учителей и так сдают ЕГЭ по своей собственной инициативе. В некоторых регионах, чтобы иметь право преподавать в выпускных классах 9-11, обязательным условием является сдать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому для многих эта инициатива ничего не поменяет», — рассказывает учитель английского языка из Волгограда.
Коротко о главном
На самом деле идея обязательного ЕГЭ для учителей обсуждается в обществе уже не один год.
Сторонники инициативы апеллируют такими аргументами:
• справедливость — введение ЕГЭ для педагогов было бы честным по отношению к ученикам;
• квалификация — пусть учителя покажут на своем примере, чему они учат детей и как готовят их к экзамену;
• возможность выбора — публикация результатов ЕГЭ педагогов позволит родителям объективно выбирать учителей и учебные заведения.
Лагерь противников идеи категорически не согласен с предложением. Среди этой категории немало и самих педагогов. Они уверены, что:
• для подтверждения квалификации достаточно стандартных курсов;
• не стоит нагружать учителей дополнительной аттестацией — нагрузка и так слишком большая;
• сдача ЕГЭ педагогами не поможет оценить их преподавательские навыки.
Так или иначе, об обязательном ЕГЭ для педагогов речи пока не идет, а все «за» и «против» — лишь мнения участников общественной дискуссии.
Но учитывая накал страстей вокруг темы, расслабляться учителям не стоит: не исключено, что в будущем мнение большинства вполне может стать новой реальностью для всех педагогов нашей страны. Тем более, что практика такая уже есть.
Советуем к прочтению: В ногу со временем: как российское образование реагирует на мировые тренды
Фото: freepik.com