В чем смысл нововведений?
Тут все просто. Сейчас выпускники колледжей могут поступать в вуз по результатам внутренних испытаний, независимо от того, планируют ли и дальше учиться по своему профилю. Например, учился на бухгалтера, а поступает на медика. И все это без ЕГЭ.
Такой подход создает юридическую лазейку, которая помогает некоторым абитуриентам обходить ЕГЭ. Естественно, это отрицательно сказывается на уровне подготовки будущих специалистов.
«Из последних источников, то, что видел: 41 % стали использовать льготу для поступления в вузы по окончанию среднепрофессиональных учебных заведений, причем, как правило, не по профилю», — рассказал Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
C 1 сентября 2025 года выпускники колледжей смогут поступать в вуз без ЕГЭ только по своему профилю. Во всех других случаях придется сдавать Единый госэкзамен наравне с остальными абитуриентами. Это сделает процесс поступления прозрачнее и справедливее. А еще — укрепит взаимосвязь между ступенями образования.
«Важно, чтобы пришли более подготовленные абитуриенты. А не те, кто несколько лет учился одному, а потом по льготе оттеснил более грамотного, подготовленного, обладающего знаниями в сторону. Отучился на повара, а хочешь на врача поступать — тогда сдавай ЕГЭ. Поэтому тот, кто идет в медицинское училище, — иди дальше в медицинский университет, у тебя будет льгота», — подчеркнул Володин.
Напомним, еще раньше Госдума приняла закон об особом порядке сдачи ОГЭ в девятых классах в 2025 году. Теперь девятиклассники, планирующие поступать в колледж, смогут сдавать на ОГЭ только два предмета — русский язык и математику. Правда, пока это коснется только учащихся из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области. Еще один плюс этого закона — если школьник не набрал достаточного количества баллов на ОГЭ по дополнительным предметам, он все равно сможет получить аттестат и продолжить обучение на базе колледжа или техникума.
Все эти нововведения, по задумке авторов, помогут сократить дефицит кадров, особенно рабочих специальностей, и обеспечить высокий уровень их квалификации.