Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст — это этап самого активного речевого развития ребенка. И в формировании столь жизненно важного навыка огромную роль играет окружение малыша — а именно, родители.
Насколько часто и много мы говорим с ребенком, обсуждаем с ним окружающий мир, такими и будут успехи дошкольника в развитии связной речи.
«Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется практическое применение навыка в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов», — объясняет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Специалист предупреждает: при стихийном развитии речевого навыка, без участия и помощи взрослых, лишь немногие дети достигают хорошего уровня. Поэтому развивать словесную активность ребенка нужно целенаправленно. А как лучше это делать? Разбираемся вместе с Кирой Владимировной.
Нескучные подходы
Скажем сразу: занятия по речевому развитию не должны быть похожими на скучные занятия за партой. Наоборот, чем больше вам удастся увлечь и заинтересовать дошкольника, тем выше будет эффект.
Для развития речи придумано множество игр и упражнений. Необязательно даже выделять для них определенное время — заниматься можно по пути куда-то, в детском саду, на прогулке или дома. При этом важно использовать в разговорах максимум предметов и явлений из окружающего мира.
«Можно вводить в лексикон названия не только самих предметов, но и деталей. Вот автобус, а что в нем есть? Руль, сиденья, дверцы, пассажиры. А что есть у цветка?» — приводит пример Кира Гольдштейн.
В возрасте 4-5 лет дети обычно уже хорошо знают названия цветов. Если этот этап пройден, пора переходить к оттенкам. Просто в повседневной жизни, между делом задавайте ребенку вопросы о свойствах предметов в поле зрения — это уже будет большое дело.
«А какой он?» — это, пожалуй, главный вопрос, которым нужно побуждать ребенка развивать речь.
Словесные игры
В них нет и не может быть никаких стандартов, главное условие — игра должна стимулировать интерес и мышление ребенка.
Спросите у малыша: «А что бывает высоким?». Дом, дерево, человек — ответы могут быть любыми. «А что же выше?» — продолжайте игру в разных вариациях. Это поможет дошкольнику научиться сравнивать, обобщать и анализировать. Вопросы могут быть любыми, но все они будут помогать ребенку учиться определять и словесно выражать свойства предметов.
Еще один вариант — игра «На что это похоже?». Задавайте вопросы в любой момент и в любой обстановке, уделяйте особое внимание сходству и отличиям вещей или явлений. Говорите сами — и слушайте ребенка.
Чистоговорки, скороговорки
Несчетное количество этих упражнений можно найти в детских книжках или просто в интернете. «Важно, чтобы дети поняли: необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно и понятно для окружающих», — поясняет психолог.
Как правило, дошкольникам нравятся такие упражнения. Особенно, если показать им, что вы и сами не всегда справляетесь со скороговорками. Ребенок научился сносно произносить — начинайте тренировать интонации, громкость голоса, выразительность.
А главное преимущество чистоговорок и скороговорок состоит в том, что они развивают не только речь, но и воображение, уверенность ребенка в себе.
Чтение и его вариации
Именно чтение обогащает словесную речь ребенка, учит пониманию прямого и переносного значения слов.
«Трудно переоценить значение сказок, стихов или других художественных произведений», — подчеркивает Кира Гольдштейн.
Никто не умеет читать с рождения. Но вот научить пересказывать можно даже совсем еще малыша. Помочь в этом может так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает сказку, которую ребенок уже слышал — и ждет, что вспомнит дошкольник. И так по одной-две фразы до конца сказки.
Со временем можно переходить к пересказу сказок по вопросам, а затем и к небольшим рассказам с несложным сюжетом. Хотя, ребенка можно попросить пересказать даже мультфильм — и это тоже принесет пользу.
Коротко о главном
Фантазия и воображение взрослых — это все, что нужно для развития речевых навыков ребенка в игре. Ну и время, конечно. Чем больше, тем лучше.
Изучайте вместе с малышом свойства предметов, развивайте понимание единственного и множественного числа, антонимом и синонимов. Постепенно придет время сложных слов, выражений, цепочек слов и многого другого. Не стоит забывать и про классику упражнений: популярная в нашем детстве игра с мячом «съедобное — несъедобное» не оставляет равнодушными детей вот уже многих поколений.
Запомните главное: лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, а не скучных занятиях.
«Развитие речи дошкольников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком. Это радость от общения и формирование доверительных отношений», — напоминает Кира Гольдштейн.
Фото:freepik