Польза загадок для детей
Загадки — это инструмент для развития мышления, речи и воображения ребенка.
«Загадки и логические игры стимулируют когнитивные процессы, помогают детям решать задачи, развивать навыки критического мышления. А еще процесс разгадывания загадок укрепляет семейные связи и способствует формированию гармоничных отношений между взрослыми и детьми. Ситуация, когда родители загадывают загадки или вместе с ребенком ищут ответ, формирует атмосферу сотрудничества и доверия, а это признак психологически благополучной семьи», — пояснила «Ленте.ру» психолог Нина Болзан.
Загадки нужно выбирать в зависимости от возраста ребенка.
- 4-5 лет: в этом возрасте у детей активно развивается образное мышление, они активно обогащают свой словарный запас. Простые загадки с яркими ассоциациями помогают им учиться логически связывать объекты и явления. Также развиваются память и внимание.
- 6-7 лет: дети начинают анализировать информацию и строить на простом уровне причинно-следственные связи. Им будут интересны загадки сложнее, которые помогают сопоставлять факты, развивают критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.
- Cтарше 7 лет: школьники способны решать нестандартные загадки с неочевидными ответами, это развивает абстрактное мышление и значительно улучшает навыки гибкости мышления.
Наиболее полезны загадки в возрасте подготовки к школе, считает лауреат конкурса «Учитель года России — 2019», «Цифровой педагог» в 2019 году по версии «ВКонтакте» Светлана Видакас.
"Загадки не просто развлекают, они учат детей видеть закономерности, тренируют внимательность и креативность. Развивается логическое и образное мышление. А самое главное — загадки учат настойчивости, мотивируют пробовать снова и снова, искать новые пути, тренируют умение упорно работать над какой-то одной задачей. Все это — основа успешного обучения в школе". - Светлана Видакас, лауреат конкурса «Учитель года России — 2019»
Какие загадки лучше загадывать детям
Если загадки соответствует возрасту детей, обычно им нравится их разгадывать. При этом первые загадки должны быть понятны малышу, а ответ очевиден — это придаст ребенку уверенности, создаст ситуацию успеха, отметила Видакас.
«В процессе разгадывания, если ответ не удается найти, дети могут столкнуться с фрустрацией, это нормальная реакция. Согласно исследованию 2020 года, фрустрация активирует области мозга, связанные с ожиданием награды и контролем эмоций», — дополнила Ника Болзан.
Что делать, если ребенок не понимает загадки?
«Некоторые дети могут расстраиваться, если не могут разгадать загадку с первого раза. Важно помнить, что этот навык развивается постепенно», — отметила Болзан. Она дала несколько советов для родителей.
- Не говорите ответ сразу. Дайте ребенку время подумать и поразмышлять.
- Задавайте наводящие вопросы. Это поможет ребенку найти правильное решение самостоятельно.
- Используйте аналоги и объяснения. Так ребенку станет проще понять смысл загадки.
- Поддерживайте положительный эмоциональный фон. Даже если ребенок столкнулся с трудностями, обязательно похвалите его за старания.
«Такая поддержка формирует у ребенка уверенность в своих знаниях и силах и укрепляет семейные отношения», — пояснила психолог.
Загадки — отличный способ преодолеть эту фрустрацию и научиться контролировать эмоции. Интересные задачки пробуждают любопытство, дарят радость от маленьких побед — и все это в игровой форме. Это напрямую влияет на самооценку ребенка, на его уверенность в собственных умственных способностях.
Легкие загадки для детей 4-5 лет
«Детям больше импонируют, конечно же, загадки в стихах. Сочетание ритмичных звуков позволяет загадку быстро запомнить, к тому же им нравится повторять стихи за родителем», — уточнила в разговоре с «Лентой.ру» методист начальной школы «Онлайн-школы № 1» Татьяна Павлова. Она предложила такие варианты загадок для детей от четырех до семи лет:
-
Долговязый Тимошка Бежит по дорожке. (Карандаш)
-
Встали человечки дружно в ряд, Обо всем нам говорят. (Буквы)
-
Плод этот сладкий, И круглый, и гладкий. Внутри он душистый, Снаружи пушистый. (Персик)
-
На цепи она сидит, Дом хозяйский сторожит. Если кто-то вдруг идет, Звонким лаем знать дает. (Собака)
-
По лесу осенью холодной Он бродит хмурый и голодный. (Волк)
-
У меня четыре лапки, А на них как будто тапки. Я пушистый, я игривый, Кто же я? Ответьте живо! (Котенок)
-
В небе кружится, жужжит, Мед несет, домой спешит. (Пчела)
-
Летом серый, зимой белый, В лесу прячется умело. (Заяц)
По мнению Павловой, хороший вариант — загадки с «открытым» ответом, то есть с таким, который легко находится благодаря рифме.
-
На вид — совсем обычный дед, Добро он делает, не вред, Подарки носит, поздравляет, Под елкой он их оставляет. Посох носит вместо роз, Это... (Дедушка Мороз).
-
Маша днем глядит в оконце. В небе ярко светит... (солнце).
-
В небе страшно гром гремит, Всем домой бежать велит! Прятаться бежит коза, Начинается... (гроза).
-
Капли влаги на листочках, На траве и на цветочках. Это что за чудеса? На траве блестит... (роса).
-
Есть самой учили Машу. Маша ложкой съела... (кашу).
-
Он спешит из дальних стран. Под крылами — океан. Выше облака полет. Всех обгонит... (самолет).
-
Не гляди на нас так строго, Молочка нам дай, ... (корова).
-
Сто слоев и много хруста — Это вкусная... (капуста).
-
Когда мокро на дороге, Промочить ты можешь... (ноги).
-
Ты в загадках суперспец! Значит, кто ты?.. (молодец).
Загадки-обманки для детей 6-7 лет
Детям в этом возрасте интересны как загадки, которые они разгадывали в четыре-пять лет, но также они уже могут решать загадки-обманки, в которых ответ дается с нарушением рифмы, отметила Павлова. Например, такие:
-
Ночью каждое оконце Слабо освещает...(неверно: солнце, верно: луна)
-
Белым снегом все одето ― Значит, наступает... (неверно: лето, верно: зима)
-
Мимо улья проходил Косолапый... (неверно: крокодил, верно: медведь)
-
На грядке зеленой выросла пышно, Сидит в земле крепко, зовется... (неверно: вишня, верно: репа, свекла, морковь)
-
Кругла, словно голова, Форма, дети, буквы... (неверно: А, верно: О)
-
Вышел котик погулять, Лап у котика все... (неверно: пять, верно: четыре)
-
А на птичку посмотри: Лап у птички целых... (неверно: три, верно: две)
-
Всем, конечно, нужно знать: Два плюс два же будет... (неверно: пять, верно: четыре)
-
По горам весь день бродил Обросший шерстью... (неверно: крокодил, верно: олень)
-
В теплой речке поутру Громко квакал... (неверно: кенгуру, верно: лягушонок)
-
Зимой десятый видит сон Пушистый косолапый (неверно: слон, верно: медведь)
-
В клубок свернулся — и не тронь, Со всех сторон колючий (неверно: конь, верно: еж)
-
Утром песню свою спеть Вспорхнул на веточку (неверно: медведь, верно: соловей)
-
Задам вопрос для малышей: Кого страшится кот? (неверно: мышей верно: собак)
-
День рождения так близко! Испекли в него... (неверно: сосиску, верно: торт)
-
В комбинезон всегда одет и Спит в кроватке с соской...(неверно: дед, верно: малыш)
-
Принцы все на всех портретах Нарисованы в... (неверно: беретах, верно: коронах)
-
Лет, наверное, под двести Старой папиной... (неверно: невесте, верно: черепахе)
Можно обойтись и без рифмы:
- Из нее берешь, а она больше становится. Что это? (Яма)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)
- В воде живет, да не рыба. Щиплется, да не мороз. (Рак)
- До неба макушкой достает, белкам кров и пропитание дает. (Ель/Сосна)
- По небу плывет, да дождя не дает. (Облако)
- Она ярче всех звезд, но сама не светит. Что это? (Луна)
- Без крыльев, а летает. Без зубов, а кусается. (Снег)
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
- Строчки на листах, а станции на точках. (Книга)
- Летает без крыльев, плачет без причины. (Туча)
- Серебром траву по утрам укрывает, да о зиме напоминает. (Иней)
- Если он идет, мы дома сидим. Если он дома сидит — мы идем. (Дождь)
- Дождь из льдинок по земле стучит. (Град)
- Без ног, без рук, а по небу гуляет, всех согревает. (Солнце)
Загадки на логику для детей старше 7 лет
Детям в школьном возрасте уже важно не просто задавать вопросы, а давать пищу для размышлений, подчеркнул в разговоре с «Лентой.ру» эксперт по развитию мозга детей и взрослых, коуч Евгений Куляев. Вот несколько интересных примеров:
-
Летела стая, совсем небольшая. Сколько птиц и каких? Ответ: семь сов. (игра слов — «совсем» = «сов семь»)
-
На какое дерево садится ворона после дождя? Ответ: на мокрое, потому что после дождя все деревья мокрые.
-
Шел дождь. По дороге ехал автобус, все спали, а только водитель не спал. Вдруг автобус повернул направо. Какой у него был номер? Как звали водителя? Почему он повернул? Ответ: номер был мокрый (потому что шел дождь), водителя звали Анатолий (игра слов: «а только водитель не спал» = «А Толька (то есть Анатолий), водитель, не спал»), а автобус повернул, потому что перед ним был поворот направо.
-
Что можно увидеть один раз в мгновении, два раза в моменте, но ни разу в сотне лет? Ответ: букву М.
-
Что всегда перед тобой, но увидеть его нельзя? Ответ: будущее.
-
Что сырым есть нельзя, но и вареное выбрасывают? Ответ: лавровый лист.
-
Когда-то оно было «завтра», а уже скоро будет «вчера». Что это? Ответ: сегодня.
-
Какого песка нет ни в одном море на Земле? Ответ: сухого.
-
Чем кончается зима и начинается апрель? Ответ: буквой А.
-
В Москве на первом месте, в Смоленске на втором. Что это? Ответ: буква М.
-
Может ли страус себя назвать птицей? Ответ: нет, он не разговаривает.
-
Путешествует по всему свету, а висит в одном углу всю жизнь. Что это? Ответ: карта.
«Такие загадки учат слышать не только слова, но и улавливать скрытые смыслы, тренируют внимательность, воображение и умение находить неочевидные связи», — пояснил Куляев.
Как научить ребенка придумывать собственные загадки
Для придумывания загадок необходим высокий уровень креативного мышления, и дети обожают выступать в роли «загадывающего». Это хорошая возможность развить их воображение, логику и коммуникативные навыки. К тому же это полезное занятие может увлечь ребенка на целый день.
«Когда ребенок понимает принцип, придумывание загадок захватывает, увлекает. Он сам начинает искать новые задачки, пробует разгадывать сложные варианты, а потом — придумывать свои. Придумывание загадок — это как первый самостоятельный заезд на велосипеде. Сначала страшно, потом восторг!» — описал эмоции Евгений Куляев. Он посоветовал попробовать научить ребенка самому придумывать загадки за три шага:
- Пусть ребенок попробует описать животных, птиц или предмет необычными словами. Например, стул какой? Деревянный, квадратный, а еще? Четвероногий.
- Вместе придумайте загадку — например, играя со словами, как в «сов семь».
- Постепенно усложняйте — добавляйте неожиданные ответы, двойные смыслы.
Без тренировки воображения и внимания ребенку будет сложно учиться, анализировать, находить нестандартные решения, пояснил Куляев. «Загадки не просто заставляют думать, они делают мышление игривым, живым и любознательным. А когда ребенок сам придумывает их, он учится замечать детали, мыслить гибко, искать неожиданные связи», — подытожил специалист.
Источник: lenta.ru
Фото: freepik.com