Назад
15 апреля 2025 г.

Место гаджетов в мире ребенка: как извлечь пользу и избежать зависимости

Место гаджетов в мире ребенка: как извлечь пользу и избежать зависимости
Дети и гаджеты. Это вполне могло бы стать названием нового литературного бестселлера. Ведь тема действительно острая, злободневная и волнующая умы миллионов людей по всему миру. Современные дети пользуются смартфонами практически с пеленок. Кто-то считает это полезным, другие — очень вредным. На деле же единственно верного ответа, наверное, не существует.

Попробуем разобраться, какую пользу и вред гаджеты могут принести детям, и как правильно организовывать распорядок дня ребенка с учетом использования устройств. А поможет в этом психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Что такое гаджеты и зачем они нужны

Конечно же, производители гаджетов доказывают, что они очень полезны и вообще жизненно необходимы в современном мире. Ученые и педагоги уже не столь позитивно настроены, ведь дети и правда слишком много времени проводят в своих устройствах. А родители и психологи и вовсе не могут определиться, чего больше несут гаджеты детям — вреда или пользы?

С одной стороны, технический прогресс и его значение невозможно отрицать. Во многом гаджеты действительно упрощают нашу жизнь.

С другой стороны, польза может перевесить вред только в том случае, если человек способен разумно дозировать время использования устройств.

«Гаджет — это небольшое портативное устройство, призванное облегчить нашу жизнь. Это и смартфоны, и планшеты, и наушники, и даже умные часы. Но сегодня под гаджетами я подразумеваю именно телефоны и планшеты — ведь именно в них наши дети проводят больше всего времени», — говорит психолог.

Когда давать гаджеты детям?

Когда же детям можно начинать пользоваться гаджетами? Пожалуй, это самый частый вопрос от родителей.

«Ребенок младше двух лет знакомится с этим миром не только при помощи глаз, но и при помощи рук и даже рта. Чтобы понять формы и размеры предметов, ему нужно потрогать, погрызть и так далее. Разумеется, ни один планшет и ни одна компьютерная игра не заменит ребенку этих ощущений. А тем более, не заменит общения с мамой и папой», — объясняет Кира Владимировна.

Специалисты придерживаются мнения, что знакомство ребенка с гаджетами должно начинаться после 3-4 лет. По времени должно быть ограничение — 30-50 минут в день. После 5-6 лет это время можно увеличить до 1-2 часов.

Дети в старшем возрасте могут подольше пользоваться электронными устройствами. Но при этом важно, чтобы гаджет не был единственным источником удовольствия. Иначе возможно формирование зависимости.

Гаджеты и развитие ребенка

Естественно, в плане детского развития гаджеты имеют как плюсы, так и минусы.

Главный минус электронных устройств состоит в том, что они не способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Современные игры и программы дают детям «готовую картинку». Нужно только нажимать на кнопки — и можно ни о чем не думать. Соответственно, у ребенка не развивается воображение, внимание и умственная деятельность в принципе.

Кроме того, у ребенка могут возникнуть проблемы с общением. По ту сторону экрана дети не видят живых эмоций и живого общения, как итог — не развивается социальная деятельность. Ребенок попросту не будет уметь общаться с людьми, понимать свои чувства, показывать эмоции и высказывать суждения.

Ну и самый плохой возможный результат общения ребенка с гаджетами — у него может развиться зависимость.

Зависимость от гаджетов – как распознать?

«Прежде всего, ребенок теряет интерес к реальной жизни. Все что его интересует — это реальность, которая находится в планшете или другом гаджете», — объясняет специалист.

К характерным признакам зависимости также можно отнести такое поведение:

  • ребенок испытывает беспокойство, если родители пытаются отобрать смартфон;
  • истерики по любому поводу, если рядом нет гаджета;
  • отсутствие чувства времени и чувства меры. Со временем ребенок просто перестает отличать день от ночи;
  • дети начинают скрывать то, во что они играют;
  • падает концентрация и успеваемость.

Что же делать, если вы заметили такие симптомы у своего ребенка? Сразу скажем, что забирать гаджеты — не вариант. Проблема требует более грамотного подхода.

Учимся жить в гармонии с гаджетами

Самое простое, что можно и нужно делать — это разговаривать с ребенком. Говорить о тех сферах жизни, которые ему интересны и привлекают внимание.

И приведем еще несколько рекомендаций психолога:

  1. У ребенка должна быть занятость. Хорошо, если будет распорядок дня, из которого четко видна последовательность задач, действий и развлечений. При этом важно, чтобы у детей всегда оставалось время на отдых, когда они могут прогуляться или посидеть в телефоне.
  2. Учите ребенка жить в реальном мире.
  3. Не забывайте про личный пример. Очень часто, придя с работы, мы сами зависаем в интернете, социальных сетях и мессенджерах. А еще есть телевизор. Видя такое поведение родителей, ребенок начинает заниматься тем же. Придумайте семейные правила. Например, на время ужина или за пару часов до сна телефоны убираются. Следуйте им — и ребенок будет брать с вас пример.
  4. Учитывайте фактор полезности. Взрослые умеют искать необходимую информацию, ребенка же нужно учить. Например, если он любит рисовать, найдите вместе уроки рисования или красочные энциклопедии, научите пользоваться поиском.
  5. А еще интернет может создавать языковую среду, развивать словарный запас и расширять эмоционально-волевую сферу ребенка. Главное знать, как использовать возможности сети.

«Совсем убрать электронные устройства из нашей жизни и жизни ребенка невозможно. Мы всего лишь должны научиться регулировать то время, которое ребенок проводит в гаджетах. Все это пока в нашей власти, и именно это влияет на развитие ребенка», — напоминает Кира Гольдштейн.

freepik.com