Попробуем разобраться, какую пользу и вред гаджеты могут принести детям, и как правильно организовывать распорядок дня ребенка с учетом использования устройств. А поможет в этом психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Что такое гаджеты и зачем они нужны
Конечно же, производители гаджетов доказывают, что они очень полезны и вообще жизненно необходимы в современном мире. Ученые и педагоги уже не столь позитивно настроены, ведь дети и правда слишком много времени проводят в своих устройствах. А родители и психологи и вовсе не могут определиться, чего больше несут гаджеты детям — вреда или пользы?
С одной стороны, технический прогресс и его значение невозможно отрицать. Во многом гаджеты действительно упрощают нашу жизнь.
С другой стороны, польза может перевесить вред только в том случае, если человек способен разумно дозировать время использования устройств.
«Гаджет — это небольшое портативное устройство, призванное облегчить нашу жизнь. Это и смартфоны, и планшеты, и наушники, и даже умные часы. Но сегодня под гаджетами я подразумеваю именно телефоны и планшеты — ведь именно в них наши дети проводят больше всего времени», — говорит психолог.
Когда давать гаджеты детям?
Когда же детям можно начинать пользоваться гаджетами? Пожалуй, это самый частый вопрос от родителей.
«Ребенок младше двух лет знакомится с этим миром не только при помощи глаз, но и при помощи рук и даже рта. Чтобы понять формы и размеры предметов, ему нужно потрогать, погрызть и так далее. Разумеется, ни один планшет и ни одна компьютерная игра не заменит ребенку этих ощущений. А тем более, не заменит общения с мамой и папой», — объясняет Кира Владимировна.
Специалисты придерживаются мнения, что знакомство ребенка с гаджетами должно начинаться после 3-4 лет. По времени должно быть ограничение — 30-50 минут в день. После 5-6 лет это время можно увеличить до 1-2 часов.
Дети в старшем возрасте могут подольше пользоваться электронными устройствами. Но при этом важно, чтобы гаджет не был единственным источником удовольствия. Иначе возможно формирование зависимости.
Гаджеты и развитие ребенка
Естественно, в плане детского развития гаджеты имеют как плюсы, так и минусы.
Главный минус электронных устройств состоит в том, что они не способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Современные игры и программы дают детям «готовую картинку». Нужно только нажимать на кнопки — и можно ни о чем не думать. Соответственно, у ребенка не развивается воображение, внимание и умственная деятельность в принципе.
Кроме того, у ребенка могут возникнуть проблемы с общением. По ту сторону экрана дети не видят живых эмоций и живого общения, как итог — не развивается социальная деятельность. Ребенок попросту не будет уметь общаться с людьми, понимать свои чувства, показывать эмоции и высказывать суждения.
Ну и самый плохой возможный результат общения ребенка с гаджетами — у него может развиться зависимость.
Зависимость от гаджетов – как распознать?
«Прежде всего, ребенок теряет интерес к реальной жизни. Все что его интересует — это реальность, которая находится в планшете или другом гаджете», — объясняет специалист.
К характерным признакам зависимости также можно отнести такое поведение:
- ребенок испытывает беспокойство, если родители пытаются отобрать смартфон;
- истерики по любому поводу, если рядом нет гаджета;
- отсутствие чувства времени и чувства меры. Со временем ребенок просто перестает отличать день от ночи;
- дети начинают скрывать то, во что они играют;
- падает концентрация и успеваемость.
Что же делать, если вы заметили такие симптомы у своего ребенка? Сразу скажем, что забирать гаджеты — не вариант. Проблема требует более грамотного подхода.
Учимся жить в гармонии с гаджетами
Самое простое, что можно и нужно делать — это разговаривать с ребенком. Говорить о тех сферах жизни, которые ему интересны и привлекают внимание.
И приведем еще несколько рекомендаций психолога:
- У ребенка должна быть занятость. Хорошо, если будет распорядок дня, из которого четко видна последовательность задач, действий и развлечений. При этом важно, чтобы у детей всегда оставалось время на отдых, когда они могут прогуляться или посидеть в телефоне.
- Учите ребенка жить в реальном мире.
- Не забывайте про личный пример. Очень часто, придя с работы, мы сами зависаем в интернете, социальных сетях и мессенджерах. А еще есть телевизор. Видя такое поведение родителей, ребенок начинает заниматься тем же. Придумайте семейные правила. Например, на время ужина или за пару часов до сна телефоны убираются. Следуйте им — и ребенок будет брать с вас пример.
- Учитывайте фактор полезности. Взрослые умеют искать необходимую информацию, ребенка же нужно учить. Например, если он любит рисовать, найдите вместе уроки рисования или красочные энциклопедии, научите пользоваться поиском.
- А еще интернет может создавать языковую среду, развивать словарный запас и расширять эмоционально-волевую сферу ребенка. Главное знать, как использовать возможности сети.
«Совсем убрать электронные устройства из нашей жизни и жизни ребенка невозможно. Мы всего лишь должны научиться регулировать то время, которое ребенок проводит в гаджетах. Все это пока в нашей власти, и именно это влияет на развитие ребенка», — напоминает Кира Гольдштейн.