К сожалению, владение навыками чтения и письма не равно настоящей готовности к школе. В первую очередь малыш должен быть готов всему учиться.
Как же определить, что ваш ребенок достаточно зрелый для нового этапа? Об этом расскажет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Что значит быть готовым к школе?
Чтобы понять суть «готовности к школе», специалист предлагает представить ее в виде обычного цветка. Чтобы он распустился, нужны крепкие корни: уровень внимания, логического мышления, воображение. Почва — это среда, в которой развивается ребенок. Питание цветок получает через листья — в нашем примере это уровень саморегуляции и психического развития. Последние две составляющие имеют решающее значение для освоения школьной программы.
Какие же основные параметры должны быть в фокусе внимания при подготовке к школе? Первое, на что следует обратить внимание — это общее развитие.
«К тому времени, как ребенок станет школьником, уровень его общего развития должен быть соответствующим. Прежде всего это уровень внимания, мышления и интеллекта.Ребенок должен оперировать не только теми знаниями, которые у него есть, но и уметь выстраивать логические цепочки из той информации, которую он получает», — объясняет Кира Владимировна.
Не менее важно формирование мотивов для успешного обучения. Речь идет не о детском желании пойти в школу, сесть за парту и познакомиться с другими ребятами. Важна глубинная мотивация, которая закладывается в ребенка родителями еще до начала учебы.
Критерии готовности в психологии
Основой всего можно назвать физическую готовность. Вряд ли можно поспорить с тем, что обучение в школе сопряжено с серьезными физическими и психологическими нагрузками.
«Если медицинские специалисты рекомендуют какое-то специальное обучение или учреждение, не пренебрегайте советами врачей», — предупреждает психолог.
Но не только физическое здоровье определяет готовность к школе. Есть еще несколько не менее важных параметров:
• интеллектуальная готовность. Это определенный багаж знаний и навыков: концентрация внимания, мелкая моторика, умение обобщать. А еще — развитие речи, умение отвечать на вопросы, обобщать и сравнивать;
• социальная готовность. Прежде всего это умение ребенка находить общий язык со сверстниками, понимать разницу между детьми и взрослыми и осознавать свою роль ученика;
• психологическая готовность. Ребенок должен не только видеть «картинку» со школьной формой и партой, а еще и понимать, что в школу он идет за знаниями и умениями.
Ко всему этому родители должны готовить ребенка заранее. Нужно выстраивать распорядок дня и прививать культуру общения. То есть будущему первокласснику нужны не какие-то конкретные знания, а в первую очередь умение слушать, концентрироваться.
«Понаблюдайте за своим ребенком до школы. Понимает ли он вашу речь? Может ли с вами разговаривать свободно, пересказывать тексты, рассказывать о том, что интересно в течение дня? Может ли чем-то спокойно заниматься на протяжении получаса? Если все это есть, можно начинать думать о школе», — говорит специалист.
Типичные ошибки родителей
А теперь поговорим о том, чего не должны делать родители будущего первоклассника.
1. Не стоит записывать ребенка в класс с углубленным изучением чего-либо, если не уверены, что он справится. Надеяться на «авось» — не лучшее решение в этой ситуации. Вы всегда сможете отдать ребенка в профильный класс уже после начальной школы, когда он будет к этому готов.
2. Не говорите ребенку, что он ни на что не способен. Говоря, что он не справится, вы вкладываете в голову малышу информацию, с которой он пойдет дальше по жизни.
3. Не поддерживайте в ребенке низкую самооценку и комплекс неполноценности. Ведь он потом будет воспринимать любое замечание учителя исходя из сформировавшегося багажа критики
4. Не пускайте на самотек подготовку к школе. Читать и писать ребенка научат и в школе. Вам же нужно работать над речью и моторикой, проводить время вместе и приобщать малыша к развивающим играм. Поддерживайте его интерес.
«Очень важно проводить время с ребенком, иметь с ним доверительные отношения, чтобы в будущем он всегда мог со своей проблемой прийти к вам», — поясняет Кира Гольдштейн.
Советы родителям по подготовке
Главное — вы должны знать возрастные особенности развития ребенка. Из них и нужно исходить.
На практике же стоит придерживаться простых рекомендаций:
• читайте ребенку сказки и стихи, ходите в театр, учите маленькие стишки;
• хвалите первые результаты ребенка в любом деле. Например, в рисовании;
• приобретайте развивающие игры по возрасту;
• поощряйте общение ребенка со сверстниками;
• воспитывайте мир чувств и учите малыша управлять эмоциями;
• следите за здоровьем ребенка и своевременно корректируйте выявленные проблемы;
• создавайте условия, в которых интеллект ребенка будет развиваться без задержек;
• не критикуйте ребенка и не занижайте его самооценку;
• создайте благоприятный климат в семье.
«Дайте ребенку понять, что дома он всегда найдет тепло и поддержку», — говорит психолог.
Что ребенок должен знать к школе?
Речь идет не про какие-то конкретные знания об окружающем мире, а скорее о базовом наборе сведений и навыков. Итак, к школе ребенок должен:
-
Знать свою фамилию, имя и отчество.
-
Возраст.
-
Имена родителей.
-
Город и страну, где он живет.
-
Профессии родителей.
-
Домашний адрес.
-
Времена года.
-
Домашних животных по видам.
-
Виды транспорта (наземный, воздушный).
-
Какие-то сказки. Желательно также уметь их пересказывать.
-
Геометрические фигуры.
-
Уметь нарисовать что-то по заданию.
-
Уметь пользоваться карандашом, ножницами.
-
Быть способным внимательно слушать хотя бы на протяжении 30 минут без перерыва.
Естественно, это не исчерпывающий перечень знаний и навыков. Здесь мы привели только примеры, на которые можно ориентироваться при оценке готовности ребенка к школе. Опять же, зная, куда смотреть, родителям будет проще сориентироваться в ситуации и, при необходимости, наверстать какие-то упущенные моменты.
Читайте также: Как понять, что ребенок не готов к школе
Фото: freepik.com