Психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн считает, что приучать к самостоятельности стоит с самого раннего детства. А вот подавлять такие порывы не просто не нужно, но и крайне вредно.
Почему самостоятельность необходима?
Очень часто родители дошкольника ограничивают любые проявления самостоятельности ребенка. «Он еще не умеет», «он не сделает хорошо», «потом научится» — обычная аргументация в таких случаях.
«Первые „я сам“ наших малышей нередко воспринимаются нами, родителями, в штыки. Так как мы прекрасно понимаем, что сам он будет делать это очень и очень долго. И, как правило, плохо. Между тем поддержка инициативы и самостоятельности детей — это первое, что должны делать любящие мамы и папы», — объясняет Кира Гольдштейн.
Психолог подчеркивает, что дети активны по своей природе. Наука говорит, что к трем годам возрастает стремление к независимости от взрослого. Поэтому чаще всего они отказываются от помощи, стремясь выполнять те или иные действия самостоятельно. В такие моменты взрослые изо всех сил должны поддерживать инициативу ребенка.
А вот стремление сделать все за малыша может причинить серьезный вред. Такими действиями родители лишают ребенка самостоятельности, подрывают веру в собственные силы и приучают надеяться на других. Подавление инициативы ведет и к напряженности в отношениях между ребенком и взрослыми.
Создайте условия для самостоятельности
Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, сначала нужно создать в семье условия для нее. Речь идет о простых бытовых вещах: приспособить вешалку к росту ребенка, выделить пространство для хранения личных вещей.
«Без создания таких малейших условий ребенку трудно быть самостоятельным», — отмечает Кира Гольдштейн.
Все просто. Если вы требуете самостоятельности в умывании, например, обеспечьте удобный доступ к крану. Иначе все усилия сведутся к нулю.
Как помочь приобрести навыки?
Сначала вы должны показать ребенку, как выполнять действие правильно. Скорее всего, несколько раз. Идеально, если первые шаги к самостоятельности вы будете проходить вместе, рука об руку.
«И здесь крайне важно поощрять ребенка, если он действует правильно», — говорит психолог.
А вот к замечаниям и критике, наоборот, стоит прибегать как можно реже. Тем более не стоит упрекать в медлительности или неаккуратности.
Только положительная оценка может вызвать у ребенка желание учиться и делать лучше. При этом хвалить нужно и за стремление, а не только за хороший результат.
Категорически нельзя делать
Нельзя доделывать и переделывать результаты труда ребенка. Во всяком случае в его присутствии.
«Это ставит жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность у ребенка. Таким образом мы заявляем, что ребенок делает все плохо», — предупреждает Кира Гольдштейн.
А еще нельзя скупиться на похвалу.
Простые советы родителям
Какие же конкретные шаги нужно сделать родителям ребенка 3-5 лет навстречу его самостоятельности? Вот несколько рекомендаций психолога:
- не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Например, одеться;
- помогайте только в&anbsp;том случае, если ребенок вас об этом попросил;
- дайте возможность найти решение самостоятельно;
- если у ребенка не получилось что-то сделать, мягко объясните ошибкуa и подбодрите его;
- просите у детей совета по каким-то незначительным вопросам. В какую вазу поставить цветы, например.
Дошкольнику постарше уже можно дать больший простор для проявления самостоятельности. Учитывайте его мнение при покупке одежды и поручайте несложные задачи. Ребенок сам находит себе занятие? Поощряйте такую инициативу.
«Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя. А приучать к самостоятельности нужно с самого раннего детства», — напоминает психолог.