У кого-то в этом момент наступает шок, другие начинают насмехаться над «прикольными» словечками. А как же реагировать правильно? И нужно ли вообще что-то делать? Найти ответы на эти вопросы нам поможет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Почему ребенок использует мат?
Конечно, сначала нужно разобраться в причинах, по которым ребенок начинает употреблять нецензурные слова. Как правило, это:
- подражание. Чаще всего маме и папе. Если родители употребляют нецензурные выражения, ребенок будет это копировать. А уже позже добавятся сверстники на площадке, в детском саду и в школе, персонажи из игр и фильмов;
- вербальная самозащита. Дети могут быть агрессивны, но при этом они боятся выражать агрессию физически. В этом случае на первый план выходят непечатные выражения;
- желание привлечь внимание взрослых. Иногда родители настолько погружены в свои дела, что совсем не замечают ребенка. Нецензурная брань здесь — попытка обратить на себя внимание;
- самоутверждение. Особенно это характерно для ребят подросткового возраста, которые повторяют действия за своими сверстниками. При этом дома ребенок обычно себя контролирует, а вот в компании высказывается как хочет.
Что касается последней причины, она же ведет к курению началу употребления спиртных напитков.
«Ребенок показывает в компании, да и себе самому, собственную взрослость», — объясняет психолог.
«Нецензурные» особенности разных возрастов
В разном возрасте причины нецензурной брани могут отличаться.
Так, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (6–9 лет) дети пытаются таким образом противостоять родительскому контролю и показать свою независимость.
Главный мотив в 10–14 лет — это уже самоутверждение в кругу сверстников.
А после 14 лет интерес к мату обычно начинает ослабевать. Часто употребление нецензурных выражений сводится только к выражению негативных эмоций и так далее.
Как отучить ребенка от нецензурной лексики?
Только услышав от ребенка непечатные выражения, родители часто теряются. И не знают, как себя вести.
«Самое главное тут — найти общий язык, который не расстроит отношения ребенка и родителя», — подчеркивает Кира Гольдштейн.
Детям 6–9 лет нужно показать, что самостоятельность можно выражать не только нецензурной бранью, но и другими действиями. Начните давать ребенку больше самостоятельных поручений, чтобы он чувствовал свою независимость и доверие со стороны родителей.
«Конечно, нужно и проводить разъяснительные беседы. В этом возрасте и дальше важно объяснять, что хорошо, а что плохо», — рекомендует специалист.
С подростками же стоит вести себя максимально деликатно. Взросление происходит по-разному, и родителям важно поддерживать своего ребенка. Не стоит ограничивать его в каких-то начинаниях или агрессивно переубеждать.
«Помогайте ребенку самоутверждаться другими способами. Если же он при ссорах продолжает употреблять мат, не стоит бурно реагировать на это. Просто перефразируйте его слова. Можно сказать, например: «Ты хотел сказать, что ты недоволен? Скажи это нормальными словами», — объясняет Кира Владимировна.
Типичные ошибки и как их избежать
Пытаясь «исправить» ребенка, важно не испортить с ним отношения. Для этого не допускайте следующих ошибок:
- Не прибегайте к физическому насилию. Бить по губам, наказывать — это путь только к психической травме.
- Не лишайте ребенка чего-то в наказание. Просто поговорите, аргументировав свою позицию четко и понятно.
- Не ругайте ребенка за мат прилюдно.
- Не акцентируйте внимание на каком-то нецензурном слове. Если вы будете все время повторять его ребенку, он запомнит еще лучше. И продолжит употреблять.
- Не устраивайте допрос с пристрастием. Не нужно выспрашивать, где он услышал какое-то слово или кто его научил.
- Не устраивайте истерику из-за единичного случая. Этим вы только привлечете внимание ребенка к случайно оброненному выражению.
- Не нужно ограждать чадо от общения со сверстниками.
А дальше мы поговорим о том, что можно сделать, чтобы ребенок в дальнейшем сам избегал нецензурных выражений.
Советы родителям
Первое и самое главное — начните с себя. Контролируйте собственную речь, избегая непечатных выражений в присутствии ребенка. Без этого шага остальные рекомендации не будут иметь результата. И дадим еще несколько простых советов.
Во-первых, обсуждайте с ребенком все сложные ситуации.
Во-вторых, не ругайте его прилюдно.
В-третьих, разговаривайте и еще раз разговаривайте. Если вы будете делать это в спокойном тоне, ребенок будет понимать: ничего сверхъестественного или слишком негативного не произошло.
Не менее важно, как бы странно это не звучало, учить ребенка понимать специфическую, жаргонную лексику. Все равно он ее где-то услышит. И, конечно же, обсуждайте вопросы культуры человека в современном мире.
«Пусть ребенок знает, что такое культура общения и речевой этикет. Посещайте выставки и читайте вместе книги, ходите в театры. Повышайте эмоциональный интеллект ребенка. Сотрудничайте с ним каждый день и развивайте общую культуру», — напутствует Кира Гольдштейн.