И вот в какой-то момент родители замечают, что сын постоянно капризничает или дочка никого не слушается. Все перепробовали — ничего не помогает. И тогда звучит вывод: «ребенок-то с характером!» или «у нас трудный ребенок». При этом под «трудным» родители обычно подразумевают малыша, который не слушается, истерит, манипулирует или ведет себя агрессивно.
Реальность немного другая: «трудных» детей не существует. Почему же ребенок становится трудным и как с ним общаться? В этом нам поможет разобраться психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Почему ребенок становится «трудным»
«Некоторые психологи утверждают, что не существует проблем психологического характера у детей до 6 лет. А все проблемы — это проблемы родителей. И такое определение довольно-таки справедливое», — говорит Кира Владимировна.
И действительно, основу для формирования личности закладывают именно родители.
Недопонимание в семье
Как себя вести, что хорошо или плохо — обо всем этом ребенку рассказывают родители. И от того, как они это делают, зависит очень многое.
Если ребенка игнорируют, не общаются с ним или проявляют агрессию, отсюда и начинается формирование трудного характера. То же самое происходит и в очень благополучных семьях, где родители уделяют детям мало внимания в силу занятости.
Попробуем свести сказанное к общему знаменателю: все подобные проблемы возникают при эмоциональном недопонимании ребенка со взрослыми.
О роли педагогов
К сожалению, множество педагогов с огромным опытом до сих пор используют консервативные методы обучения и воспитания.
Часто из-за того, что в классе много детей, у учителя нет возможности учитывать индивидуальные особенности того или иного ребенка. Или разбираться, в какой семье он растет.
А ведь первый учитель для ребенка становится столь же значимым человеком, как и родители. И педагог тоже закладывает в характер малыша те черты, которые будут определять личность школьника в будущем.
Не забываем про индивидуальность
«Индивидуальные особенности — это то, что заложено в семье и передано генетически. И со временем они могут трансформироваться под влиянием внешних обстоятельств», — поясняет психолог.
Какие же конкретные особенности могут стать предпосылкой для развития тех или иных девиаций?
- Неадекватная оценка и неприятие своего «Я».
- Отсутствие коммуникативных навыков, неумение общаться.
- Отсутствие мотивации и целей в жизни.
- Отсутствие активной жизненной позиции.
- Отсутствие самодисциплины и самоорганизации.
- Неумение выражать свои побуждения эмоционально.
Окружение и СМИ
Речь идет о коллективах, где авторитетами для ребенка являются не родители, а другие значимые взрослые. Там ребенок полностью отдается нормам и правилам поведения, присущим группе. И для него становится важным обрести свое место в коллективе. В какой-то секции, например.
Еще один фактор — влияние СМИ и интернета. Родители не всегда могут контролировать, что ребенок смотрит по телевизору или в интернете. А ведь огромный массив информации, который обрушивается на взрослеющего человека, бывает переполнен агрессией и неблагополучием. Чтобы воспринимать этот поток правильно, нужно критическое мышление. Но дети дошкольного и младшего школьного возраста, к сожалению, им еще не обладают.
Ну почему он так себя ведет?!
Бывает так, что при эмоциональном взрыве или истерике ребенка родители выбирают самый простой путь — уступить его требованиям. В этом и кроется проблема.
«Как только ребенок понимает, что родители начинают уступать во всем в случае его истерики, вырабатывается привычка. Потом взрослые всеми силами пытаются противостоять и справиться с этой привычкой, но ничего не получается. И они опять сдаются, а ситуация повторяется», — рассказывает Кира Гольдштейн.
Некоторые дети «с характером» пытаются быстрее повзрослеть. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Тогда дети прощупывают границы, устанавливают собственные и требуют от родителей их соблюдать. Поэтому важно выстроить доверительные отношения еще в раннем школьном периоде, чтобы к подростковому возрасту подойти плавно и без скандалов.
«Дети должны понимать, что дома их любят и ждут, что их примут такими, какие они есть», — подчеркивает психолог.
Как общаться с трудным ребенком?
Самое главное — не навешивайте или быстрее снимите с ребенка ярлык «трудный». Иначе он будет бить вас вашим же оружием — например, реагировать на любую критику словами «ну я же трудный, что вы от меня хотите?».
Также психолог рекомендует придерживаться нескольких простых правил при общении с ребенком:
- Следите за своими словами и действиями. Анализируйте, насколько они разумны и насколько соответствуют возрастным особенностям ребенка.
- Передавайте ребенку ответственность за его действия. Но учитывайте возраст: не давайте задания, которые он не в состоянии выполнить.
- Попытайтесь понять, в чем состоит проблема ребенка. Если сделать это самостоятельно не получается, есть смысл обратиться к психологу.
- Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, помогите ему развить коммуникативные способности.
- Если школьник слишком бурно реагирует на результаты тех или иных действий, научите его переключать внимание и спокойнее относиться к неудачам.
- Если ребенок не умеет выражать свои желания и чувства, расскажите ему, как это делать, помогите научиться проявлять эмоции. Объясняйте собственные чувства на своем примере.
«Дети не рождаются с трудным характером, у каждого ребенка своя история развития. А сложности и трудности, скорее всего, возникают не у ребенка, а у родителей, которые не справляются с воспитанием в тот или иной период.
Ребенок с трудным характером не может контролировать и нести ответственность за свое поведение. В этом ему должны помогать родители. Ребенок с тяжелым характером — это ребенок, которому нужна помощь. Все его негативные поступки, нарушение дисциплины — это крик о помощи. Поэтому важно быть рядом и во всем помогать», — объясняет Кира Гольдштейн.