Посмотрим, как меняется российское образование и к чему готовиться в ближайшем будущем.
Инженеров станет больше...
В 2024 году общий прием на инженерные специальности в российских вузах вырос на 7% в сравнении 2022 годом. А именно, с 213 548 до 228 567 абитуриентов. Что касается доли будущих инженеров в общей массе зачисленных лиц, в прошлом году она составила 41%. То есть, немногим меньше половины.
По словам научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, такая ситуация стала ответом на запросы предприятий, заинтересованных в трудоустройстве инженеров. И это неудивительно, ведь с 2022 года спрос на технарей в стране резко вырос.
... И они готовы платить
Еще одна тенденция в российской системе высшего образования — рост числа поступающих на платные места. В том числе и на инженерные направления подготовки.
При этом связана такая тенденция не с сокращением количества бюджетных мест, а с личным выбором российских семей.
Так, в 2024 году количество абитуриентов, которые будут платить за инженерное образование, увеличилось почти на 10% в сравнении с предыдущим годом. Такой же прирост наблюдается и по другим направлениям подготовки.
Средний балл ЕГЭ тоже вырос
В целом по системе ВО средний балл ЕГЭ для поступления остался примерно на уровне прошлого года. А вот показатель для инженерных специальностей существенно вырос.
Например, средний балл вырос для таких направлений:
- «авиационная и ракетно-космическая техника» (+2,1 балла).
- «физика» (+2,6 балла);
- «авиационная и ракетно-космическая техника» (+2,1 балла).
Это связано как с ростом спроса на получение инженерной подготовки, так и с ростом качества знаний поступающих.
Коротко о главном
В последние несколько нет Минобрнауки активно занималось популяризацией технического образования. Естественно, причина тому — возросшие потребности экономики в квалифицированных инженерных кадрах.
По всей видимости, уже в 2024 году усилия принесли первые плоды.
«Главный вывод, который приводит исследование в этой части, — растет доверие граждан к перспективам инженерной профессии и готовность инвестировать в него собственные средства. В том числе это результаты работы университетов, поскольку мы с вами на протяжении последних пяти лет продвигали главный тезис: основой качественного инженерного образования является общеобразовательная школа и все, что в ней происходит», — заявил накануне глава Минобрнауки Валерий Фальков на совещании по вопросам участия вузов в обеспечении технологического лидерства России.