Назад
10 февраля 2025 г.

Россияне выбирают инженерное образование и готовы за него платить

Россияне выбирают инженерное образование и готовы за него платить
Все больше абитуриентов в России отдают предпочтение инженерному образованию. Тем временем экономические и гуманитарные направления теряют былую популярность. Об этом свидетельствуют результаты Мониторинга качества приема в вузы, который ежегодно проводит НИУ ВШЭ.

Посмотрим, как меняется российское образование и к чему готовиться в ближайшем будущем.

Инженеров станет больше...

В 2024 году общий прием на инженерные специальности в российских вузах вырос на 7% в сравнении 2022 годом. А именно, с 213 548 до 228 567 абитуриентов. Что касается доли будущих инженеров в общей массе зачисленных лиц, в прошлом году она составила 41%. То есть, немногим меньше половины.

По словам научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, такая ситуация стала ответом на запросы предприятий, заинтересованных в трудоустройстве инженеров. И это неудивительно, ведь с 2022 года спрос на технарей в стране резко вырос.

... И они готовы платить

Еще одна тенденция в российской системе высшего образования — рост числа поступающих на платные места. В том числе и на инженерные направления подготовки.

При этом связана такая тенденция не с сокращением количества бюджетных мест, а с личным выбором российских семей.

Так, в 2024 году количество абитуриентов, которые будут платить за инженерное образование, увеличилось почти на 10% в сравнении с предыдущим годом. Такой же прирост наблюдается и по другим направлениям подготовки.

Средний балл ЕГЭ тоже вырос

В целом по системе ВО средний балл ЕГЭ для поступления остался примерно на уровне прошлого года. А вот показатель для инженерных специальностей существенно вырос.

Например, средний балл вырос для таких направлений:

  • «авиационная и ракетно-космическая техника» (+2,1 балла).
  • «физика» (+2,6 балла);
  • «авиационная и ракетно-космическая техника» (+2,1 балла).

Это связано как с ростом спроса на получение инженерной подготовки, так и с ростом качества знаний поступающих.

Коротко о главном

В последние несколько нет Минобрнауки активно занималось популяризацией технического образования. Естественно, причина тому — возросшие потребности экономики в квалифицированных инженерных кадрах.

По всей видимости, уже в 2024 году усилия принесли первые плоды.

«Главный вывод, который приводит исследование в этой части, — растет доверие граждан к перспективам инженерной профессии и готовность инвестировать в него собственные средства. В том числе это результаты работы университетов, поскольку мы с вами на протяжении последних пяти лет продвигали главный тезис: основой качественного инженерного образования является общеобразовательная школа и все, что в ней происходит», — заявил накануне глава Минобрнауки Валерий Фальков на совещании по вопросам участия вузов в обеспечении технологического лидерства России.

Image by 8photo on Freepik